Страница: 3/4
Художественная деятельность
Макаренко собирался написать несколько работ, в которых хотел обобщить некоторые наблюдения своего многолетнего опыта. Помимо «Педагогической поэмы», над которой работал всё это время, он за два месяца 1930 года написал книгу «Марш 30 года», в которой рассказывал о жизни коллектива “Дзержинцев” в течение первых трёх лет существование коммуны. Через 2 года – опять в течение двух отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1».
В начале Антон Семёнович задумал «ФД-1» как продолжение «Педагогической поэмы» и даже послал в редакцию рукопись, озаглавив её «3-я часть «Педагогической поэмы». По совету А. М. Горького отказался от этого замысла. «Фд-1» стало самостоятельным произведением, правда, близко примыкающим по стилю к «Педагогической поэме».
В это же время Макаренко пишет ряд педагогических статей и пьесу «Мажор», подписанную псевдонимом Андрей Гальченко. Во всех этих книгах говорилось о “Дзержинцах”, об их труде, учении, характерах, их праздниках и буднях.
Вначале 1937-го года Макаренко переезжает в Москву. В это время он много пишет. На страницах газет и журналов печатаются его статьи, посвящённые вопросам воспитания. По ленинградскому радио он выступает с циклом лекций о воспитании в семье, и делает несколько докладов для работников просвещения. Постепенно включается Макаренко и в жизнь московской писательской организации, членом которой он стаёт.
Тему своей новой повести «Флаги на башнях» писатель определил так: «Моя тема образцовая, воспитательный советский коллектив, давно сложившийся, растущий материально и духовно».
В 1937 году Макаренко пишет повесть «Честь» и «Книгу для родителей». Повесть «Честь» некоторые критики рассматривали как своего рода повествование о детстве и юности самого автора. Правда, некоторые черты своих родителей Макаренко придал героям повести – отцу и матери Тепловым. Макаренко ставил перед собой иную цель: он хотел показать, как понимали проблему чести до революции и в первые послереволюционные годы, как относились к этой моральной категории различные классы.
Одновременно с повестью «Честь» Макаренко работал над «Книгой для родителей». Писал он её в соавторстве со своей женой Галиной Стахиевной Макаренко. Было задумано 4 тома, но написанным оказался один: помешала внезапная смерть Макаренко. Книга имеет точную пометку – для родителей.
Государственные награды
29-го декабря 1932 года, в день пятилетия коммуны, Макаренко был торжественно премирован коллегией Государственного политического управления УССР грамотой и золотыми именными часами. Правление трудовой коммуны премировало его грамотой, значком и званием лучшего ударника, а народный комиссариат просвещения УССР – почётной грамотой.
1-го февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы». Народ подтвердил свою искреннюю любовь к писателю Макаренко.
В УССР в 1958 году учреждена медаль “Макаренко”, которой награждаются особо отличившиеся учителя и др. работники народного образования.
Личный вклад
Макаренко внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания показал огромные возможности целенаправленного воспитательского воздействия. По Макаренко, цель воспитательской работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой коммунистической партии и советского государства в области политического воспитания.
Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного в зависимости от конкретных условий организационного строя коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования общества мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике Макаренко четко определена решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования “воспитательного коллектива”, Макаренко подчеркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательные воздействия на неё через коллектив (“педагогика параллельного действия”) и непосредственно педагогом. Сущность своего педагогического опыта Макаренко определял принципом «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ». Макаренко старался “проектировать лучшее в человеке”, стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинный гуманист Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистко-ленинской идеи соединения обучения воспитания с производительным трудом учащегося. Макаренко многое сделал для развития советской теории развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически основанных принципов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом – вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.
Реферат опубликован: 7/11/2009