Активизация учебного процесса (самообразование)

Страница: 9/11

системно работать с каждым критерием и показателем;

особое внимание обратить на графу "Результативность" - в образо­вании - это важный психолого-педагогический результат.

На наш взгляд, итоговым результатом использования опорных схем является умение самостоятельно составлять опорную схему любого изучаемого материала.

Подготовка к исследовательской работе (диплом)

Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоре­тическое изучение, опытно-экспериментальную деятельность, обосно­вание научно-методических выводов и рекомендаций.

В университете ее организуют кафедры по специальным програм­мам учебно-научной исследовательской работы студентов. Преподава­тели или принимают предложения студентов, или предлагают темы, входящие в общую проблему научной работы лаборатории, кафедры. Последний вариант отличается большей возможностью базового, орга­низационного и материального (приборы, оборудование) обеспечения. Материалы исследований вводятся преподавателями в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов, экспериментов и др.

Подготовка к исследовательской работе интенсифицируется на третьем курсе, когда студенты выбирают специализацию, тему ди­пломной работы и начинают сбор материала к исследованию. Совме­стно с руководителем составляются общая программа деятельности, план-проспект дипломной работы, ведется подбор литературы. Про­грамма рассчитана на три года. Сначала студент изучает литературу и делает историко-теоретический обзор, выделяя тенденции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности избранной про­блемы. Далее конкретизируется план опытно-экспериментальной рабо­ты, создается теоретическая модель исследуемого процесса, определя­ются критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального и последующих срезов и комплексного анализа дос­тигнутых результатов. В ходе всех видов учебной практики ознакомительной, производственной и преддипломной – происходит сбор исследовательского материала путем разных видов наблюдения за объектом, опросов, обобщений.

В любом случае составляется программа собственно опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, форми­рующий и корректирующий этапы, по каждому из которых определя­ются его цель, задачи, содержание, методы, база.

На первом этапе ведется включенное наблюдение за эксперимен­тальной и контрольной группами; проводятся начальные срезы уровня развития, например, тех качеств, которые необходимо сформировать;

разрабатываются методики исследования.

На следующем этапе идет поиск путей совершенствования изучае­мого процесса: его содержания, форм и методов организации, познава­тельной деятельности учащихся. Студент-исследователь прежде всего знакомится с программно-методическими материалами - Законом об образовании (1994); Государственными стандартами по общеобразова­тельной школе; учебниками и учебными пособиями по предмету. Со­вместно с учителем-экспериментатором проводится апробация рабочих материалов - программ сквозных курсов по предметам, пособий, хре­стоматий, конспектов уроков, материалов для учащихся, дневников на­блюдений и др. В условиях активной практики (8 недель) студент-исследователь может не только посетить занятия товарищей, но и оп­робовать свои идеи, применяя комплексные методики и технологии, отрабатывая коллективные и индивидуальные формы работы.

Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выде­ленным критериям и показателям результаты сделанного, внести уточ­нения в предлагаемые рекомендации, сделать общие выводы.

Заключение

Студентам-заочникам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффек­тивной самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, оп­ределение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию пер­спектив дальнейшей деятельности.

Студенту-заочнику предстоит динамика от овладения приемами ра­боты с учебной и научной литературой до развития умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности и выработки привычки к систематическому самообразованию. Содержательно такая динамика у первокурсника связана с развитием умений восприятия и воспроиз­ведения изучаемого материала, его анализа и сравнения, сопоставления и обобщения, составления тезисов, схем, таблиц, графиков, аргумента­ции выводов. Целесообразны решения познавательных задач и анализ ситуаций, подготовка письменных контрольных работ, особенно твор­чество с элементами эксперимента, исследования. Все это достаточно сложно при заочной, тем более - дистантной форме обучения, тре­бующей особо четкого программирования и планирования общего и профессионального самообразования.

Реферат опубликован: 20/02/2010