Страница: 2/7
Во вспомогательной школе обучаются дети с грубыми нарушениями интеллектуальной и познавательной видами деятельности. Резкое умственное недоразвитие является основной причиной того, что вспомогательная школа дает самые элементарные знания по общеобразовательным предметам, примерно в пределах начальной массовой школы.
Общеобразовательное обучение во вспомогательной школе не может обеспечить непосредственного включения учащихся в производство. Оно служит скорее целям коррекции недостатков общего развития аномального ребенка.
Однако, несмотря на узость и элементарность общеобразовательного обучения, оно может и должно отвечать целям подготовки учащихся к труду. Главным средством подготовки умственно отсталых детей к производственному труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в отечественной вспомогательной школе.
Система трудового обучения во вспомогательной школе складывается из таких разделов:
· ручной труд / 1 - 3 классы /;
· профессионально-трудовое обучение /4-9 классы/ .
На уроках ручного труда учащиеся 1-3 классов знакомятся с основными свойствами бумаги, картона, ткани и др. материалов, приобретают навыки их элементарной обработки, а также простейшие навыки выращивания растений и ухода за ними.
В процессе профессионально-трудового обучения в 4-9 классе учащиеся, обучаясь по специальной программе, получают определенную специальность. Во время обучения во вспомогательной школе учащиеся приобщаются к производительному труду в учебно-производственных мастерских школы, а также во время прохождения производственной практики на предприятии.
Программы профессионально-трудового обучения / швейное дело, столярное дело, слесарное дело, обувное / построены по операционно-предметной системе, т. е. обучение учащихся различным производственным операциям / умениям и навыкам / осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей.
Одним из условий успешного включения умственно отсталых учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников вспомогательной школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий.
Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из самых главных задач вспомогательной школы. Между тем, как показывают специальные исследования, проведенные в области обучения швейному делу, уровень самостоятельности при выполнении заданий по труду учащимися является весьма низким. Объясняется это прежде всего тем, что этот вопрос не нашел еще дидактического и методического решения.
В основном огромное внимание уделяется воспитанию у учащихся определенного отношения к труду, формирование профессионально- трудовых навыков и умений. Но гораздо меньше внимания уделялось формированию самостоятельности у детей при выполнении трудовых заданий.
Проблема воспитания у умственно отсталых школьников навыков самостоятельной работы рассматривается в различной методической литературе, применительно к задачам различных предметов / М.Ф. Гнездилов, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, А.А. Поставская /, а также в отдельных работах, посвященных дидактическим вопросам обучения во вспомогательной школе / А.Н. Граборов, Г.Н. Дульнев /.
Имеются так же специальные исследования, в которых рассматриваются вопросы воспитания у учащихся самостоятельности в процессе преподавания некоторых общеобразовательных дисциплин. Однако очень мало освещается вопрос воспитания у школьников вспомогательной школы самостоятельности в процессе трудового обучения.
Опыт учителей вспомогательных школ, а так же результаты исследований показывают, что самостоятельное выполнение практических заданий для умственно отсталых детей представляет большую трудность. Наблюдение уроков швейного дела дает основание говорить о некоторых серьезных недостатках в профессионально-трудовом обучении детей вспомогательных школ. Как правило, учителя забывают о необходимости воспитания у учащихся навыков самостоятельности в работе, часто спешат к ним на помощь, не дают возможности им самим разобраться в задании и самостоятельно выйти из затруднительной ситуации. Часто из виду выпускается главное, именно то, что учащимся нужно показать как выполняется та или иная трудная операция и вместе с ним выполнить ее и научить их самостоятельно проделывать комплекс операций по изготовлению изделий.
Приходится констатировать, что пока еще выпускники вспомогательных школ в подавляющем большинстве оказываются не полностью подготовлены к трудовой деятельности, главным образом потому что они не умеют самостоятельно работать, не могут сразу включаться в производственный процесс, долгое время не могут выполнять самостоятельно трудовые операции, не проявляют инициативы, активности.
Реферат опубликован: 1/02/2008