Страница: 1/9
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Потребность и сущность власти _
2. Аксиомы власти
3. Субъекты и механизм власти
4. Легитимность власти
5. Принцип разделения властей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _
Проблема власти является одной из центральных в политической науке. Уяснение сущности, потребности и механизма власти имеет важное значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политические отношения из всей гаммы общественных отношений.
Власть – понятие многомерное. Полно и всесторонне рассмотреть её в одной работе немыслимо. В данной работе рассматриваются некоторые исходные проблемы властных отношений: сущность, потребность, механизм , аксиомы и легитимность власти.
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях. Философы говорят о власти над объективными законами общества, естествоиспытатели – о власти над природой, политики – о политической власти, психологи – о власти человека над самим собой, родители – о семейной власти и т.п.
Можно ли в таком случае дать научное определение власти? Одни считают, что власть – особый вид поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей; другие полагают, что власть – это особого рода отношения между управляющим и управляемым; третьи – что это достижение определённых целей, получение намеченных результатов.
Власть нередко отождествляется с её средствами и методами: управлением, принуждением, убеждением и насилием. Иногда ставится знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и существенно от власти отличается.
Суммируя эти и другие точки зрения, можно выделить следующие основные признаки власти.
1. Власть – это отношения, включающие не менее двух партнёров, причём этими партнёрами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц. При этом указывается адрес власти (властвующие и подвластные).
2. Распоряжение осуществляющего власть должно сопровождаться, в скрытой или явной форме, возможностью применения определённых ситуаций в случае неповиновения предписываемому поведению.
3. Подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, от кого она исходит.
4. Наличие общественных правил (норм), устанавливающих порядок, при котором отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы затрагивают, обязан их выполнить. Следует отметить, что одного намерения реализовать власть явно не достаточно. Должно быть убеждение, что приказание будет выполнено, что оно встретит повиновение. Только при этом условии состоятся властные отношения.
Власть – это способность навязывать и приводить в исполнение решения. Это такая форма общественных отношений, которая позволяет одному социальному элементу влиять на поведение другого.
Политолог Р. Даль (США) интерпретировал власть в терминах причинности. Выглядит это примерно так: А располагает властью над В тогда, когда А является причиной определённого поведения В при условии, что без воздействия со стороны А – В вёл бы себя иначе.
Объектом политологии является не всякая власть, а только власть публичная, политическая, под которой понимается способность класса, группы или индивида проводить свою волю.
Основной вопрос политических отношений – это вопрос публичной власти, рассматриваемый прежде всего в плане проведения в жизнь социальных интересов. Отношение является политическим, если оно связано с реализацией социальных интересов и функционированием публичной, т.е. политической власти.
В связи с этим понятие политической власти шире понятия государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в таких ассоциациях как партия, профсоюзы, группы давления, международные организации и т.д. Государственная власть обладает монополией на легальное использование средств принуждения и формально играет роль арбитра в распределении благ. Существует опасность, что государственная власть будет распределять их в свою пользу. В связи с этим в демократических обществах имеет место плюрализм и состязание политических влияний различных субъектов политики (партии, лобби, общественные движения и т.п.), участвующих в процессе принятия государственных решений (шире – решений политического характера).
Реферат опубликован: 21/05/2008