Страница: 3/8
Таким образом, до недавнего времени (еще 10 лет назад), представления болгарской стороны заключались в том, что Болгария - “малая”, слабая страна, не обладающая свободой выбора, вследствие чего объективно вынуждена искать “покровителя” из числа “великих держав”. По ряду исторических и географических причин его поиск в конечном счете замыкался на Малой Азии (Византия, Османская Империя), Германии и России (СССР). Причем Болгария сама предварительно стремилась самоидентифицироваться, определить свою позицию по отношению к союзникам и врагам нового покровителя, надеясь получить за подобную услужливую расторопность “благосклонность и подарки”[3].
Трансформация политической и экономической жизни, начавшаяся в конце 80-х годов, непоследовательная и во многом пассивная внешняя политика, как и изменение миропорядка в целом внесли серьезную путаницу в представления о том, кто есть “покровитель”, а кто “враг”. Пересмотру позиции Болгарии в отношении России (СССР) также существенно препятствовала широко распространившаяся эйфория, вызванная “опьяняющим воздухом свободы”, рождавшая подчас вздорные и нелепые решения в том числе и во внешнеполитической сфере. Страна постоянно находилась между двумя крайностями: безотчетной верностью прежним идеалам и провозглашением бывшего покровителя “врагом №1”.
Российские (советские) взгляды на мировую политику до 1991 года вполне соответствовали болгарским с той лишь разницей, что принадлежали “великой державе”, призванной “покровительствовать” своему “младшему брату”.
Трансформация политических приоритетов в первой половине 90-х годов, в рамках всеобщего пренебрежения бывшими партнерами по соцлагерю в ЦЮВЕ, вытеснили вопросы двусторонних российско-болгарских отношений далеко на второй план. Переориентация внешней политики России в 1995 году позволила нашей стране выработать более обоснованную, разумную, прагматическую позицию. Для России Болгария представляет интерес по следующим основным направлениям[4]:
· противодействие расширению НАТО на Восток
· обеспечение своих экономических, в т.ч. “нефтегазовых” и “оружейных” интересов
· усиление влияния России на Балканском полуострове в целом
· “сдерживание” Турции
· демонстрация преемственности российской внешней политики в историческом разрезе
Болгария, как “буфер” между Россией и НАТО
Одним из первых шагов правительства правых явилась подача 17 февраля 1997 года официальной заявки на вступление в НАТО. 26 февраля во время пребывания министра иностранных дел РБ Стояна Сталева с визитом в Совете Европе в Брюсселе, Совет НАТО передал ему своё решение об официальном включении Болгарии в список стран-кандидатов в члены альянса.
Правительство мотивировало своё решение двумя основными причинами: во-первых, НАТО является единственным потенциальным надёжным гарантом безопасности страны; во-вторых, Болгария имеет с западной цивилизацией одну систему ценностей. Однако, что неоднократно подчёркивалось и Президентом и Председателем правительства РБ, данное заявление ни в коем случае не должно восприниматься основным противником идеи укрупнения НАТО за счет стран ЦЮВЕ - Россией, как враждебный, чуждый сложившимся дружеским отношениям между двумя странами шаг. Наоборот, как звучало в выступлениях высшего руководства РБ - двусторонние отношения с РФ были и остаются одним из основных приоритетов внешней политики страны. Таким образом, можно отметить два на первый взгляд противоположных стремления: стать членом НАТО и, одновременно, сохранить былые тёплые отношения с Россией. Однако, поставленное перед выбором сегодняшнее правительство безусловно пожертвует вторым ради первого. Поэтому, в предстоящем напряжённом диалоге с руководством РБ Россия будет воздерживаться от силового нажима или намёков на возможные экономические санкции[5].
Реферат опубликован: 19/01/2010