Адвокату

Страница: 5/10

§ 4. Коллегии адвокатов и их организация

Согласно Положению об адвокатуре в РСФСР коллегий адво­катов — это добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Они образуются на основе добро­вольности по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициати­ве соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Предложение об образовании коллегии адвокатов на­правляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласии с предложением представляет его в Совет Министров (Прави­тельство) республики, в исполнительные органы края, области, города для утверждения и -регистрации.

Принцип добровольности организации адвокатуры неразрыв­но связывается с коллективной формой ее деятельности. Поэ­тому не случайно коллегия адвокатов определяется как объ­единение, поскольку считалось и считается в наши дни, что исторически выработанная коллективная форма деятельности адвокатов наиболее удобна и демократична.

В Российской Федерации объединения адвокатов строятся по территориальному принципу. В республиках образуются рес­публиканские коллегии адвокатов, в краях и областях — крае­вые и областные коллегии адвокатов, а в случаях, предусмот­ренных Положением об адвокатуре РСФСР, — городские кол­легии адвокатов (в наши дни они созданы в Москве и Санкт-Петербурге).

Коллегии адвокатов — это не просто добровольные объеди­нения граждан Российской Федерации, а объединения лиц, за­нимающихся адвокатской деятельностью. Последнее указание обусловлено тем, что адвокатскую деятельность может осущес­твлять не каждый человек", а лишь специалист, имеющий юри­дическое образование и соответствующий опыт работы.

Реальным проявлением демократизма построения коллегий адвокатов является самоуправление. Его сущность состоит в том, что адвокаты вправе самостоятельно решать все повсе­дневные вопросы, относящиеся к организации и деятельности коллегий. Это выражается в наличии таких органов управле­ния, как общие собрания (конференции) членов коллегии адво­катов, президиумы и ревизионные комиссии.

С самоуправлением коллегий адвокатов тесно связана' неза­висимость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дозна­ния, т. е. тех органов, с которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении профессиональной функции — защиты обви­няемых или оказания иной юридической помощи гражданам, государственным предприятиям, учреждениям, организациям. Независимость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства суда, прокуратуры,, органов дознания во внутренние дела коллегий адвокатов; организа­цией коллегий адвокатов по территориальному принципу, а не при судах; недопущением возложения на суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой.

Дальнейшим развитием демократических принципов постро­ения адвокатуры явилось создание в 1989 г. Союза адвокатов Российской Федерации — общественной организации, которая объединяет на добровольных началах адвокатов, работающих во всех концах страны, и ставит своей задачей прежде всего обеспечение независимости адвокатуры, повышение ее роли в системе правоохранительных органов, в деле укрепления за­конности и охраны прав граждан.

Независимость адвокатуры вовсе не означает полного отсут­ствия государственного руководства ее делами. В настоящее время с коллегиями адвокатов сотрудничают исполнительные органы субъектов Российской Федерации, в том числе и орга­ны юстиции.

Коллегии адвокатов обеспечиваются собственными средства­ми, образуемыми из сумм, получаемых за оказание юридичес­кой помощи. Часть этих средств идет на оплату труда адвока­тов, а часть (не более 30% от всей суммы) — на общие нужды коллегии: на уплату взносов по социальному страхованию, опла­ту отпусков, оплату юридической помощи, оказываемой граж­данам бесплатно, оплату труда стажеров, содержание аппара­та управления коллегии, а также на другие нужды, определя­емые общим собранием (конференцией) членов коллегии.

Реферат опубликован: 18/06/2009