Страница: 4/8
Вопрос об организационном построении адвокатуры на какое-то время заслонил собой все другие вопросы ее реформирования: многим казалось, что разрушив старые коллегии адвокатов и выпустив на рынок правовых услуг частнопрактикующих адвокатов, адвокатские частные фирмы и конторы можно решить и все остальные проблемы. Постепенно до общественного сознания доходила мысль, что таким способом можно лишь устранить корпоративный контроль за деятельностью адвокатов да взвинтить стоимость их услуг. Общество и правоохранительная система от такой реформы положительных #M12291 841502116дивидендов#S не получат. Этот прогноз убедительно подтверждается примером частнопрактикующих #M12291 841502667нотариусов#S.
Тезис о необходимости создания «сильной» адвокатуры, выдвинутый в период подготовки XIX Партконференции КПСС (1988 г.), предполагал нечто другое. «Конференция придает важное значение роли адвокатуры как самоуправляющейся #M12291 841501255ассоциации#S по оказанию юридической помощи гражданам, государственным #M12291 841500138предприятиям#S и кооперативам, представительству их интересов в суде, других государственных органах и #M12291 841502696общественных организациях#S. Должно быть расширено участие защитников в #M12291 841500128предварительном следствии#S и судопроизводстве», - было записано в ее #M12291 841501149резолюциях#S [5].
Ныне трудно судить, в какой мере эти установки могли быть реализованы без проведения демократических преобразований в нашем обществе и государстве. но то, что они отражали назревшие потребности и содержали правильные ориентиры развития адвокатуры сомнения не вызывает.
Было бы несправедливо не отметить, что благие намерения подтверждались #M12291 841501171решениями#S, имевшими огромное значение и для укрепления роли адвокатуры и для развития и демократизации судопроизводства, прежде всего уголовного. Уже 10 апреля 1990 года первый Президент Союза ССР (он же и Генеральный секретарь ЦК КПСС) подпишет #M12291 9006427закон СССР «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик»#S. Этот закон воплотил мечты нескольких поколений советских ученых - юристов, отраженных в десятках монографий и диссертаций:
«Защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае #M12291 841500594задержания#S лица, #M12291 841502627подозреваемого#S в совершении #M12291 841500161преступления#S, или применения к нему #M12291 841502265меры пресечения#S в виде #M12291 841500599заключения под стражу#S до предъявления обвинения - с момента объявления ему #M12291 841501960протокола#S задержания или постановления о применении этой меры пресечения, но не позднее 24 часов с момента задержания».
У подозреваемого и обвиняемого с ранних этапов расследования появлялся профессиональный защитник, который получил право «присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в #M12291 841502285допросе#S подозреваемого или обвиняемого, а также иных #M12291 841500363следственных действий#S, производимых с их участием; знакомится с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения . с момента допущения к участию в деле защитник вправе также после первого допроса задержанного или находящегося под стражей подозреваемого или обвиняемого иметь с ним свидание наедине без ограничения их количества и продолжительности».
Существенно и то, что законодатель вовсе не ориентировался на разрушение действующих коллегий адвокатов, ибо гарантом #M12291 841501136реализации права#S подозреваемого и обвиняемого на профессиональную юридическую помощь назвал не частнопрактикующих адвокатов, а заведующего юридической консультации и Президиум коллегии адвокатов, которые «обязаны выделять адвокатов для защиты подозреваемого, обвиняемого или подсудимого», освобождая в необходимых случаях подозреваемого, обвиняемого, подсудимого полностью или частично от оплаты юридической помощи».
В #M12291 9038502УПК РСФСР#S соответствующие изменения будут внесены два года спустя - Законом от 23 мая 1992 г., т. е. тогда, когда судебная реформа примет масштабные формы. Этим же законом будет введен судебный контроль за законностью #M12291 841501245ареста#S, содержания под стражей и продления срока содержания лица под стражей; исключена норма, не допускавшая участие адвоката в #M12291 841502269дознании#S[6].
Позиции адвоката в #M12291 841501681уголовном судопроизводстве#S, как видим, существенно укреплялись, появлялись новые средства для активной защиты обвиняемого. В том же ряду находятся и нормы #M12291 9004937Конституции РФ #S1993 года раздела «Права и свободы человека и гражданина». Среди них, как известно, и судебный порядок применения важнейших мер процессуального принуждения, и требования к доказательствам, допустимым при осуществлении правосудия, и принцип #M12291 841500152презумпции невиновности#S, и право каждого на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь .
Все это отнюдь не формальные решения. Допуск адвоката в #M12291 841501681уголовном судопроизводстве#S с ранних этапов расследования создавал реальные гарантии обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого, ибо действенность процессуального контроля адвоката обеспечивалась его новыми важными полномочиями. Среди них - ознакомление с мотивами и основаниями задержания и ареста, возможность обжалования процессуальных актов надзирающему прокурору и в суд, участие в судебном рассмотрении #M12291 841502313жалоб#S по поводу законности ареста и продления срока содержания под стражей.
Реферат опубликован: 9/05/2009