Страница: 2/21
Идущий на протяжении XVII в. процесс постепенного сближения правового статуса поместий и статуса вотчин завершился в начале XVIII в. полным слиянием этих институтов и даже заменой прежних терминов одним общим. В начале XVIII в. светские феодалы консолидировались в едином сословии. Окончательное оформление дворянского сословия было произведено Табелью о рангах 1722 г., которой вводилась новая иерархия для служилых людей-чиновников. табель о рангах, изданная Петром I, полностью устранила прежние сословные группировки внутри класса феодалов и ввела новое единое название для обозначения господствующего класса-сословия - щляхетства. Однако, этот польский термин в данном значении в России не прижился. и уже при жизни Петра, в конце его царствования, возрождается на новом уровне термин “дворянство”. В Табели все значительные военные, гражданские (“статские”) и придворные чины были распределены, в зависимости от их старшинства, по 14 классам: высшим классом был первый. В соответствии с чинами по табели о рангах определялись размеры жалованья на службе. форма и качество мундира, пользование привилегиями. по чинам мужей и отцов определялась цена одежды и украшений дворянских жен и дочерей. От чина зависел и выезд дворянина, а также место в церкви и на торжественной церемонии[2].
Петр I с помощью всеобщего регламента и тяжелой дубины расшевелил дворянство: образование, государственная служба - возвысили это сословие, а приток в него наиболее способных представителей низших сословий укрепил дворянство, закрепил его положение в обществе и государстве.
Вторым после дворянства в сословной иерархии стояло духовенство. Официальной религией в царской России было православие. Православное духовенство было наиболее многочисленным и обладало, как правило, наибольшими привилегиями, священники и церковнослужители освобождались от податей и различных повинностей. Сохраняя привилегии за духовенством. Петр I не жаловал его своими милостями. особенно его возмущало тунеядство монахов, число которых он сократил. в монашество, согласно Духовному регламенту 1722 г могли поступать только лица, достигшие зрелого возраста, а мужчины - также и “способные к безженному житию”[3]. Духовенство было лишено права владеть населенными землями и крепостными людьми. Служителям церкви запрещалось заниматься ремеслом и торговлей. Все внимание священнослужителей было направлено на идеологическую, нравственную работу с населением.
Православная церковь была включена в государственный механизм. духовенство поставлено на службу самодержавию.
Самодержавное правительство уделяло значительное внимание развитию городов. В первой четверти XVIII в. строятся новые города, которым было суждено играть значительную роль в жизни страны (Петербург, Екатеринбург, Воронеж и др.). Происходит увеличение численности городского населения. Привлекаемые на службу дворяне поселялись в городах, однако, основу городского населения составляли постоянные жители городов, занимавшиеся производством промышленных изделий и торговлей. Они назывались “гражданами”, которые, в свою очередь, делились на регулярных и нерегулярных.
Регулярные граждане состояли в двух гильдиях. К первой гильдии относились: банкиры, крупные купцы, городские врачи, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, художники и наиболее состоятельные ремесленники - городская знать. Ко второй гильдии причислялись мелкие торговцы и ремесленники. Все свободные жители городов, работающие по найму и занимавшиеся черной работой, назывались “подлыми”. Они были причислены к нерегулярным гражданам.
Самым многочисленным и бесправным сословием было крестьянство. на крестьян, как основных производителей материальных благ, легли все тяготы мероприятий внутренней и внешней политики. Самую многочисленную часть крестьянства составляли помещичьи крестьяне, число которых росло. Тысячи крестьян раздавались вместе с землей, на которой они проживали, дворянам за различные услуги царю и в качестве подарков. В 1722 г. в число крепостных крестьян были включены холопы.
Помещики в отношении крепостных крестьян были всевластными. Управление, денежные сборы в пользу государства и самого землевладельца, правосудие и наказание, семейные дела, работа и быт, представительство и опека - все стороны жизни крестьян были в ведении помещиков. Запрет Петром I насильственно женить крестьян - на практике не соблюдался. Помещик мог распоряжаться крестьянином как вещью. Имущество крестьян считалось собственностью помещика. Закон категорически запрещал только убийство крестьянина. По усмотрению помещиков крестьяне платили оброк или работали на барщине.
Реферат опубликован: 3/12/2009