Страница: 9/17
То, что Президент получает свой мандат непосредственно от народа, путем всеобщих, равных, прямых выборов, делает его истинно независимым от других органов власти, оправдывает его широкие полномочия во многих сферах и дает ему возможность осуществления реальной власти.[30]
Глава 3.
Полномочия Президента вытекают из его функций и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Те полномочия, которые присущи только Президенту и не разделяются им с парламентом, Правительством и органами судебной власти, называются его прерогативами.[31]
Президент обладает широкими полномочиями в области кадровой политики. Его участие в формировании государственных органов может проявляться по-разному. Конституция предусматривает несколько вариантов назначения высших должностных лиц, в котором, как правило, участвует не один орган: назначение по представлению; после консультации с соответствующими федеральными государственными органами или по их предложению; предложение Президентом кандидатуры для назначения Совету Федерации.[32]
Председатель Правительства назначается с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства должно быть внесено Президентом в течение 2 недель после вступления в должность или отставки Правительства. Согласие оформляется в виде постановления, которое принимается большинством голосов депутатов. Если первая кандидатура в Государственной Думе была отклонена, то предложение о новой кандидатуре вносится в течение одной недели. Этим обеспечивается непрерывность работы Правительства как носителя верховной исполнительной власти в стране.
Участие Президента в формировании Правительства выражается также в том, что он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя и федеральных министров. Таким образом, Президент и Председатель Правительства совместно формируют состав Правительства.
Решение об отставке Правительства Президент принимает единолично, без участия Государственной Думы.
Совместно с этой палатой решается вопрос о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ, чтобы гарантировать независимость Центрального Банка от других органов власти.
В формировании состава Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также в назначении Генерального Прокурора РФ участвуют Президент и Совет Федерации. При этом Президент вносит предложения о соответствующих кандидатурах, а само назначение производит Совет Федерации. Решение об освобождении от должности Генерального Прокурора также принимается Советом Федерации, а предложение об этом вносит Президент.
Глава государства сам непосредственно занимается назначением на ряд государственных должностей и освобождением от них. Это относится к судьям всех других федеральных судов (кроме перечисленных), к полномочным представителям Президента. Иногда назначаются специальные представители для участия в рассмотрении законопроектов, вносимых Президентом в Государственную Думу.[33]
Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, т. к. по должности является Верховным Главнокомандующим. Он также назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Это право осуществляется после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, в компетенцию которых входят вопросы внешней политики. Необходимость консультаций не означает обязательности выполнения решений этих комитетов и комиссий.
Обычно при назначении должностных лиц Президент может воспользоваться консультацией соответствующих министров: в отношении высшего командования Вооруженных Сил – министра обороны, в отношении дипломатических представителей – министра иностранных дел. Кандидатов на должности судей Верховного Суда представляет Председатель Верховного суда.[34]
Во взаимодействии с парламентом Президент обладает различными полномочиями в отношении Государственной Думы и Совета Федерации, учитывая специализацию деятельности палат, их конституционную самостоятельность и качественно разный состав их представителей.
Реферат опубликован: 2/10/2006