Страница: 4/8
Понятно, что чем неожиданнее, быстрее а несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. К примеру, если коллективный договор уже заключен на 5 лет вперед и, причем, без должного учета возможности резкого роста цен (а такое случается), то рабочие могут проиграть, если цены вдруг резко, неожиданно и несбалансированно возрастут. Пострадает и предприниматель, если, в свою очередь, цены именно на его товар вырастут меньше по сравнению с ценами других, т. е. несбалансированно. Другой же предприниматель выиграет при условии, что его цены выросли относительно быстрее и т. д.
Второе последствие инфляции -- отставание цен государственных предприятий от рыночных цен.
В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно- осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.
Практический совет предприятиям--вычленять из структуры мелкие и средние предприятия, поскольку они свободны для самостоятельного проведения ценовой стратегии.
Третье последствие несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции сказывается через налоговую систему.
В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в ЗО-х годах XX века.
Естественно, что промышленно развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции (в США, например, с 1985 г.). Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для США, к примеру, полученный банкирами (1984 г.) 10-процентный доход на авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход, а лишь плата за инфляцию. Темп роста цен в 1984 г. был как раз около 10%. Налоговая система этого не может гибко учесть.
Еще одно последствие несбалансированной инфляции -- население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы.
Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабопродуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Пример тому--паническая материализация денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.
Очередное последствие инфляции -- нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов.
Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация--главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.
Яркую аналогию проводит П. Самуэльсон: предположим, что ваш телефонный номер каждый год растет (назовем это «инфляция телефонного номера»). Представьте, какие неудобства причинил бы вам подобный рост номеров важнейших для вас телефонных абонентов, -усиленный скачкообразным и непредсказуемым изменением номера телефона самой справочной службы. Итак, непредсказуемыми скачками меняются нужные вам телефоны, да к тому же еще меняется по неизвестным законам телефон справочной службы АТС. Таким же образом, в силу отсутствия качественной информации о ценах, усиливается дезориентация субъектов рыночного хозяйства, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. У предприятий возрастают издержки, связанные с потребностью адаптироваться к постоянным изменениям, заранее готовиться к множеству сценариев экономики завтрашнего дня.
Реферат опубликован: 16/10/2009