Страница: 1/4
Гражданам СССР было гарантировано бесплатное и общедоступное медицинское обслуживание. Преимущественным источником финансирования здравоохранения в доперестроечный период являлось бюджетное финансирование. Государственный бюджет - это финансирование. Государственный бюджет - это финансовый план государства. Размер государственного бюджета составляется из нескольких частей, но подавляющую часть составляют налоги от предприятий, организаций, учреждений и других хозяйствующих форм. Строго бюджетное или монопольное финансирование здравоохранения рано или поздно приводит к краху этой системы. Поэтому когда начался кризис в системе здравоохранения в нашей стране (1989-90 гг.), то стали задумываться о других источниках финансирования системы здравоохранения. Суммы, выделяемые на здравоохранение, были столь малы, что оно постепенно стало переходить на платную основу. Доля совокупных расходов отрасли в национальном продукте США на здравоохранение составляет 14% , в Японии - 6.5%, в Великобритании 5.7%, в бывшем СССР никогда не превышала 3%. При этом в вышеперечисленных странах не государственная система финансирования, а частная. Современная система медицинского страхования в нашей стране имеет свои исторические основы. История медицинского страхования начинается с 1861 ода, когда стали развиваться 2 организационных структуры медицины: земская и элементы страховой медицины в виде добровольного медицинского страхования. С этого периода вплоть до 1912 года медицинское страхование начинало развиваться. С 1913 по 1918 год страховая медицина начинает получать экономическую основу и начинают развиваться зачатки обязательного медицинского страхования. В 1918 году создаются Райздравотделы. они просуществовали до 1988 года. Наряду с Р существовали так называемые больничные кассы, где собирались отчисления на социальное и медицинское пособие рабочим. Период с 1918 по 1925 года (НЭП) можно рассматривать как медицинское страхование через социальное. В последующие годы социальное страхование выделилось в самостоятельное министерство. С 1960 года появились первые признаки кризиса в здравоохранении. Поэтому с 1987 года был проведен широкомасштабный эксперимент в организации здравоохранения (до 1991 года). Адекватной оценки эксперимент не получил. С 1990 года пошел стихийный переход к платному здравоохранению. В настоящее время существуют 3 организационных структуры здравоохранения в мире:
1. Структура в государствах с преимущественно медицинским страхованием. Имеет место в странах Западной Европы, Скандинавских странах, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Израиле. Финансирование медицинских структур происходит преимущественно из фондов медицинского страхования.
2. Государственная структура. Выражена в Великобритании, Ирландии, Италии, Португалии.
3. Частная система в США.
В некоторых странах медицинское страхование является частью социального страхования (Япония, Франция, Швейцария).
Проанализировав опыт всех стран в нашей стране была выбрана модель медицинского страхования в большей степени похожая на таковую в Скандинавских странах.
Предпосылки к принятию закона о медицинском страховании:
1. Недостаточность финансирования здравоохранения
2. Бесплатная бюджетная медицина автоматически увеличила обращаемость за медицинской помощью (на 60%).
3. Параллельно с увеличением обращаемость увеличилось количество врачей, объем проводимых исследований и росло число медицинских услуг. Одновременно с ростом количественных показателей падали качественные показатели.
4. Бюджетная система здравоохранения, вводя новый метод вынуждена была отказываться от чего-то в рамках жесткого финансирования.
Реферат опубликован: 4/11/2006