Страница: 4/6
Когда выступаете перед публикой, почти все аспекты вашего облика становятся предметом пристального внимания. Поза, жесты, выражение лица, голос, одежда - все имеет значение. Внимание сосредоточивается так, словно ваше умение выступать перед публикой изучается под микроскопом. Зачастую это приводит к сильному стрессу поскольку вы видите, как за вами наблюдают окружающие и выносят свои суждения. Любые мелкие недостатки, например слишком тихий голос или привычка чрез мерно изгибаться, на которые в повседневных ситуацию внимания не обращают, при выступлении перед аудиторией выглядят преувеличенно и нарочито.
Контакт с аудиторией.
«Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру . В одно и то же время приходится изображать из себя ученого, педагога и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого или наоборот.» Это слова А. П. Чехова. С тех времен аудитория мало изменилась. Для большинства выступающих слушатели и сегодня предстают «многоголовой гидрой». Оказавшись перед аудиторией, оратор начинает чувствовать себя находящимся как будто под прицелом. Он начинает чувствовать себя одиноким, словно выступает на суде в роли обвиняемого. Практика убеждает: чтобы прийти к успеху, оратору необходимо изучить аудиторию, ответив на следующие вопросы: какая передним аудитория, что она думает о нем, что ожидает от него, и установить с ней психологический контакт. Аудиторию не надо представлять как некую безликую массу. Это те же люди, которых вы встречаете каждый день. Это ваши коллеги по работе, которых вы часто встречаете у руководителя отдела, начальника цеха, производства, в быту. Это обычные люди. Но к встрече с ними надо всегда хорошо готовиться. Установление контакта между говорящим и слушателями. Если вы уверенно выходите на трибуну, то уже этим производите положительное впечатление. Большинство слушателей в течение первых минут выступление уделяют оратору все внимание. Они внимательно присматриваются к нему, как он идет, как начинает говорить, как ведет себя за трибуной. Если, идя к месту выступления, вы проявляете свою поспешность, нервозность, боязнь, неуверенность и т. п., то все это несомненно влияет на слушателей, на их внимание и заинтересованность. Поэтому всем своим поведением вы должны выражать уверенность и веру в свои силы. Уверенно встаньте на трибуну разложите свои записи (если они имеются), приветливо и спокойно посмотрите на слушателей. Подождите 3 - 4 секунды, пока все рассядутся. Такая краткая пауза дает возможность слушателям занять удобное положение и успокоиться. Возьмите ход событий в свои руки. Первое впечатление слушателей должно вселять им уверенность, что время ну будет потеряно зря. От того, как вы начали свою речь, в значительной мере зависит, удастся ли вам:
установить контакт со слушателями;
преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку»;
успокоиться и приобрести уверенность в себе;
заинтересовать слушателей и привлечь их внимание к выступлению.
Обращайте свой взгляд на нескольких слушателей. Легкая улыбка вызывает доброжелательность со стороны слушателей, способствует установлению с ними психологического контакта. Никогда не забывайте о важности установления контакта со слушателями. Поэтому продумайте заранее, что у вас может быть общего с ними, уясните, какие проблемы и трудности прежде всего волнуют данную аудиторию, и деликатно, с чувством высокого такта ведите разговор. Не установив контакта со слушателями, их нельзя ни заинтересовать чем-либо, ни изменить их взгляды на то, о чем вы будете им говорить.
Реферат опубликован: 21/02/2007