Страница: 6/18
3)открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Итак, мы выяснили, что такое монополия, каковы её формы, виды и типы. Теперь было бы целесообразным разобраться, почему установление монополий является нежелательным, с общественной точки зрения. Для этого удобно провести графическое сравнение совершенной конкуренции и простой монополии. В части А рисунка 4 представлен рынок совершенной конкуренции, в части Б этого же рисунка ситуация в условиях монополии.
А).
Цена,
доход,
издержки Излишки потребителя
тыс. руб. Д(Ипред)
K Cпред.
Излишки производителя
Сотрасл.
0 Q
Количество продукции
Б).
Цена,
доход, излишки потребителя
издержки
тыс. руб M
чистые потери
N
К
излишки
производителя Дпред. С
Количество продукции
Рассмотрим более подробно ситуацию для монополии. Для простоты ситуации кривые спроса и предложения оставляем теми же, что и в случае совершенной конкуренции. Для извлечения максимальной прибыли фирма-монополист ограничивает объём производства на уровне не 7, а 4 единиц продукции и устанавливает цену 310 тыс. рублей за единицу. Потребители получают излишек, равный площади, ограниченной кривой спроса и линией цены. Монополист со своей стороны получает существенный излишек производителя. Четвёртая единица выпуска, проданная за 310 тыс. рублей, заключает в себе лишь 150 тыс. рублей издержек производства и приносит тем самым излишек в размере 160 тыс. рублей. Общие размеры излишков производителя-монополиста равны площади заштрихованной части рисунка 4 Б.
Сравнение чистой монополии и совершенной конкуренции позволяет сделать вывод о том, что в условиях монополии излишек потребителя меньше, тогда как излишек производителя больше, а суммарные излишки потребителя и производителя в условиях чистой монополии меньше совокупных излишков в условиях чистой конкуренции.
Последнее положение отражает экономическую неэффективность монополии, как следствие не использования ряда потенциальных преимуществ, получаемых от торговли. Дело в том, что в данном примере при расширении производства от 4 до 7 единиц продукции выигрыш и потребителей, и производителей увеличивается. Однако эти потенциальные преимущества остаются неиспользованными. Мало того, они к тому же никому не достаются. На рисунке 4 чистые потери обозначены треугольником, лежащим между кривыми спроса и предложения и линией, указывающей объём выпуска продукции, соответствующий максимуму прибыли монополиста. Площадь этого треугольника символизирует собой ущерб, который терпят агенты рынка из-за монополистического диктата.[3,c.48]
Реферат опубликован: 21/11/2006