Страница: 3/11
1.3 Занятость и безработица в России: особенности российского рынка труда.
На фоне устойчивого увеличения числа лиц, которые обращаются в органы службы занятости (СЗ) за помощью в трудоустройстве, а также предприятий, заинтересованных в быстром и надежном заполнении вакансий при их содействии, по-прежнему сохраняется большой разрыв между показателями безработицы, рассчитываемыми Госкомстатом по методологии МОТ, и фиксируемыми СЗ. Большая часть граждан, теряющих работу, не имеет стимулов для регистрации статуса безработных.
Цель обследования, проведенного в 1996 году во Владимирской и Нижегородской областях в рамках проекта ACE TACIS “Структурная перестройка и безработица в России”, состояла в том, чтобы выяснить:
ü Существует ли у лиц, ищущих работу, стимулы для регистрации на бирже труда;
ü Способны ли службы занятости удовлетворить растущие потребности региональных рынков труда.
Анкета обследования включала два блока вопросов. Первый адресовался тем, кто посетил районные центры занятости обеих областей, второй – руководителям этих органов. В течение двух дней последней недели апреля 1996 г. были опрошены 75 руководителей центров занятости и 29,6 тыс. граждан, обратившихся в это время на биржи труда.
Основная гипотеза строилась на результатах предыдущих обследований , которые показали существенное сокращение занятости (35 % в среднем за весь период) при относительно не большем увеличении официального уровня безработицы. Уже тогда можно было предположить, что причина подобного несоответствия – недоучет реально безработных людей. Закон о занятости и другие нормативные документы позволяли это делать.
С 1996 года занижение уровня безработицы стало целенаправленным политикой российских государственных структур, вызванной, помимо политических целей, нарастающим дефицитом фондов занятости. В этих условиях чиновники пытаются решить проблему безработицы, занижая количество безработных и уменьшая размеры выплачиваемых пособий.
Согласно действующему Закону РФ “О занятости населения в Российской Федерации” безработные граждане имеют право на бесплатную профориентацию, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; выплату пособий по безработице, стипендий в период переподготовки; бесплатное медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение и так далее. Причины для обращения в службы занятости могут быть разными: от желания получить статус безработного, направление на переподготовку или консультацию, до простого любопытства по поводу имеющихся вакансий. Поэтому расхождения между числом граждан, обратившихся в органы службы занятости, и числом граждан, получивших статус безработных, вполне естественно. Разрыв этот в 1993 году составлял 40 %, к 1997 году он сократился до 10 %.
Подобная динамика нуждается в объяснении. Ответы сотрудников СЗ, как правило сводятся к тому, что в эти 10 % попадают те, кто обратился просто за консультацией, либо те у кого еще не закончился десятидневный срок с момента первичной регистрации до получения статуса безработного. Результаты же опроса ставят подобные объяснения под сомнение, поскольку 94,2 % обратившихся в СЗ не имели работы; 3,2 % числились занятыми, но находились в длительных административных отпусках без оплаты (т.е. фактически были безработными).
Особенностью российского рынка труда является устойчивое преобладание уволившихся “по собственному желанию” и одновременное сокращение доли высвобождаемых работников, характерное для российского рынка труда в целом, наблюдалось в обеих обследованных областях. По формальным критериям к добровольно оставившим работу можно отнести 63,5% уволенных с промышленных предприятий за первую половину 1996 года; по данным же обследования районных центров занятости, в эту категорию попали 56 % не занятых зарегистрированных впоследствии в службах занятости и получивших право на пособие.
Но и это не все. Анализ причин увольнения зарегистрированных безработных показал, что из них лишь 20,5 % уволились по причинам, которые действительно можно квалифицировать как их “собственное желание”: переезд на другое место жительства, состояние здоровья и семейные обстоятельства, конфликт с руководством, неподходящий режим работы и т.п. Остальные 79,5% ушли с работы по так называемым экономическим причинам.
В таблице 1 представлены некоторые данные о работе СЗ.
регион |
Обратились в органы СЗ |
Стояло на учете в органах СЗ |
Имели статус безработного |
Имели статус безработного |
При содействии органов СЗ | ||||||||
Нашли работу |
Проходили переобучение |
Участвовали в общественных работах |
Оформлены на досрочную пенсию | ||||||||||
Северо-Кавказский регион |
27231 |
175490 |
156243 |
120272 |
16488 |
7650 |
4724 |
200 | |||||
Краснодарский край |
6367 |
40406 |
37736 |
34052 |
4459 |
3113 |
2075 |
103 | |||||
Республика Адыгея |
365 |
4376 |
4331 |
3782 |
153 |
46 |
61 |
7 | |||||
Ставропольский край |
4158 |
18584 |
14606 |
13691 |
2207 |
645 |
142 |
32 | |||||
Карачаево-Черкесская республика |
548 |
2289 |
2086 |
1955 |
362 |
50 |
44 |
3 | |||||
Ростовская область |
10371 |
22530 |
19702 |
18904 |
7979 |
3322 |
1941 |
7 | |||||
Республика Дагестан |
2200 |
54319 |
50212 |
25183 |
649 |
11 |
381 |
5 | |||||
Карабардино-Балкарская Республика |
1218 |
10458 |
9663 |
8474 |
270 |
232 |
73 |
27 | |||||
Республика Северная Осетия Алания |
1025 |
12181 |
9592 |
6442 |
395 |
188 |
7 |
5 | |||||
Ингушская Республика |
978 |
10350 |
8316 |
7790 |
16 |
42 |
1 |
0 | |||||
Чеченская Республика |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||||
Уральский район |
54646 |
295924 |
26101 |
249039 |
36474 |
15688 |
6631 |
340 | |||||
Курганская область |
3370 |
20487 |
19135 |
17313 |
2207 |
754 |
374 |
16 | |||||
Оренбургская область |
4418 |
9924 |
8484 |
8353 |
3647 |
1157 |
1166 |
16 | |||||
Пермская область |
5900 |
39676 |
35977 |
32856 |
4405 |
2213 |
739 |
24 | |||||
Коми-Пермяцкий автономный округ |
369 |
3331 |
3286 |
2938 |
236 |
42 |
132 |
1 | |||||
Свердловская область |
13198 |
68483 |
62227 |
56803 |
7877 |
1831 |
1399 |
98 | |||||
Челябинская область |
10573 |
37752 |
31614 |
30241 |
8505 |
2838 |
1656 |
9 | |||||
Республика Башкортостан |
9092 |
64853 |
60970 |
56602 |
4633 |
2804 |
857 |
99 | |||||
Удмуртская республика |
7726 |
51418 |
47410 |
43934 |
4965 |
4048 |
309 |
78 | |||||
Западно-Сибирский район |
39619 |
211273 |
183521 |
168004 |
21851 |
9503 |
4296 |
288 | |||||
Алтайский край |
9199 |
46969 |
36052 |
30530 |
4933 |
654 |
1808 |
10 | |||||
Республика Алтай |
836 |
5681 |
4482 |
3457 |
371 |
64 |
407 |
3 | |||||
Кемеровская область |
6502 |
33106 |
29783 |
29783 |
3034 |
1375 |
496 |
52 | |||||
Новосибирская область |
3947 |
19795 |
18089 |
17035 |
2275 |
1874 |
437 |
107 | |||||
Омская область |
3888 |
23917 |
21873 |
19605 |
2909 |
2229 |
544 |
12 | |||||
Томская область |
2501 |
19502 |
18446 |
15912 |
1137 |
406 |
116 |
37 | |||||
Тюменская область |
3065 |
17866 |
16487 |
16187 |
1900 |
1013 |
79 |
11 | |||||
Ханты-Мансийский автономный округ |
7262 |
31130 |
27367 |
25568 |
4151 |
1480 |
300 |
40 | |||||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
2420 |
13307 |
10940 |
9928 |
1142 |
410 |
110 |
17 | |||||
Восточно-Сибирский район |
26689 |
169775 |
154205 |
132935 |
14337 |
6786 |
2250 |
117 | |||||
Красноярский край |
9225 |
63664 |
58543 |
51716 |
4554 |
2134 |
745 |
30 | |||||
Республика Хакасия |
1973 |
11695 |
10638 |
9492 |
1110 |
1036 |
136 |
19 | |||||
Таймырский автономный округ |
209 |
1199 |
1116 |
1008 |
79 |
18 |
4 |
3 | |||||
Эвенкийский автономный округ |
59 |
620 |
602 |
546 |
25 |
16 |
5 |
1 | |||||
Иркутска область |
8811 |
36549 |
32086 |
28861 |
5744 |
2448 |
901 |
22 | |||||
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ |
463 |
1400 |
1218 |
1138 |
330 |
85 |
119 |
2 | |||||
Читинская область |
2876 |
30287 |
29306 |
22935 |
1624 |
493 |
36 |
3 | |||||
Агинский Бурятский автономный округ |
368 |
2227 |
1930 |
1547 |
42 |
78 |
26 |
1 | |||||
Республика Бурятия |
2056 |
16970 |
14808 |
12146 |
716 |
429 |
173 |
34 | |||||
Республика Тува |
652 |
5166 |
3959 |
3545 |
112 |
49 |
106 |
2 | |||||
Дальневосточный район |
23959 |
150877 |
127878 |
119332 |
11595 |
5473 |
2088 |
233 | |||||
Приморский край |
5591 |
42084 |
38358 |
35500 |
3232 |
1711 |
166 |
0 | |||||
Хабаровский край |
5801 |
38435 |
29995 |
29758 |
2456 |
1161 |
254 |
95 | |||||
Еврейская автономная область |
296 |
1431 |
1360 |
1346 |
177 |
83 |
23 |
2 | |||||
Амурская область |
3139 |
13833 |
12252 |
10711 |
2165 |
646 |
804 |
17 | |||||
Камчатская область |
1126 |
9192 |
8636 |
7418 |
474 |
215 |
2 |
43 | |||||
Корякский автономный округ |
176 |
1591 |
1583 |
1523 |
63 |
0 |
1 |
3 | |||||
Магаданская область |
1204 |
6242 |
5820 |
5309 |
447 |
129 |
25 |
14 | |||||
Чукотский автономный округ |
299 |
2049 |
1816 |
1571 |
132 |
15 |
4 |
0 | |||||
Сахалинская область |
3064 |
17634 |
15984 |
15131 |
1303 |
403 |
212 |
1 | |||||
Республика Саха (Якутия) |
3291 |
18385 |
12074 |
11066 |
1148 |
1110 |
598 |
58 | |||||
Калининградская область. |
1897 |
14145 |
12688 |
10274 |
941 |
1411 |
77 |
41 | |||||
Реферат опубликован: 23/05/2006