Страница: 8/14
Решению проблемы мешает высокая концентрация безработной молодежи в семьях с низким уровнем дохода. 1/5 молодых безработных живет в семьях, где все взрослые, не имея постоянной работы, не могут обеспечить своим детям хороших стартовых условий. Наряду с высоким отсевом из школ и недостатками в системе образования это становится одной из причин низкой конкурентоспособности данной категории молодежи на рынке труда. Среднее образование еще не гарантирует получения работы. По данным межстранового обследования грамотности взрослого населения, примерно 25% молодых людей покидают средние учебные заведения без какого-либо сертификата об образовании или профессиональной подготовке.
* [По данным журнала «Мировая экономика и международные отношения» №8 август 2000г. ]
Несмотря на нерешенность многих болезненных структурных проблем безработицы, в 1999 году наметилась тенденция к сокращению расходов государства на политику занятости. Она включает профессиональную переподготовку безработных, субсидирование дополнительных рабочих мест в государственном и частном секторах, поддержку занятости среди групп, находящихся в особо невыгодном положении на рынке труда, в первую очередь молодежи и инвалидов. Доля этих расходов снизилась по сравнению с 1994 г. в Германии с 3.7 до 3.5% ВВП, Норвегии -с 2.4 до 1.4, в Швеции - с 5.55 до 3.9, в Испании - с 3.2 до 2.3%. США, которые традиционно направляли гораздо меньше средств на проведение политики занятости (в том числе из-за более низкой безработицы), снизили соответствующие расходы за тот же период с 0.5 до 0.4% ВВП.
Одновременно в арсенале средств государственного регулирования все большую роль начинают играть так называемые программы активизации. Их цель - интенсифицировать поиск безработным нового места работы. Это означает, с одной стороны, давление на безработного с помощью экономических рычагов, с другой - экономическое поощрение тех. кто быстро находит новую работу. На это направлена реформа системы страхования по безработице, в частности усиление страхового принципа, в результате которого отсекаются лица с коротким сроком выплат, а также те, кто неоднократно терял работу.
В конце 90-х годов правящим кругам промышленно развитых стран пришлось пересмотреть свое отношение к такой важной составляющей политики занятости, как увеличение гибкости рынка труда, под которой подразумевалась в том числе либерализация трудового законодательства. Последней было отведено одно из центральных мест в документе "Исследование рабочих мест", принятом странами ОЭСР в 1994 г. в качестве программы действий на рынке труда.
Однако серьезная либерализация законодательства в данной сфере так и не была осуществлена. Более того, многие страны ужесточили его, например в том, что касается массовых увольнений. Ныне в большинстве европейских стран действуют более длительные сроки извещений о предстоящем увольнении, обязательное согласование с профсоюзным, либо рабочим комитетом.
Единственный раздел законов о труде, в который внесены существенные поправки либерального толка, касается срочных контрактов и деятельности агентств по предоставлению временных работников.
По группе промышленно развитых государств в целом в конце 90-х годов по сравнению с предыдущим десятилетием в 12 странах общий уровень "строгости" трудового законодательства даже повысился и лишь в 9 странах оказался более либеральным. Строгий контроль за действиями работодателя в сфере найма и увольнений действует в странах Южной Европы, а самые либеральные нормы существуют в англоговорящих государствах.
* [По данным журнала «Мировая экономика и международные отношения» №8 август 2000г. ]
Гораздо более важно то, что там. где либерализация трудового законодательства была проведена, это не оказало сколько-нибудь существенного влияния на уровень безработицы. По расчетам экспертов ОЭСР, "строгое" законодательство оказывает незначительное воздействие на структуру безработицы, несколько уменьшая ее уровень у мужчин основного трудоспособного возраста и увеличивая у женщин и молодежи. Не нашло своего подтверждения широко распространенное мнение что "строгость" законодательства способствует увеличению численности самозанятых. В то же время в тех странах, где существуют серьезные ограничения в правах работодателей набирать и увольнять рабочую силу, ниже оборот рабочих мест и соответственно меньше вероятность получения нового места безработным.
C 1997-2000 года в государственную молодежную политику внесены существенные коррективы. Приоритетным направлением стало улучшение системы среднего и начального профессионального образования. Эффективность системы ученичества как главного средства вовлечения молодых людей в трудовую карьеру, получившей наибольшее развитие п Германии, побудила ряд стран, в частности Австралию, Канаду и Испанию, использовать германский опыт. Реформа средней школы в Норвегии и Швеции соединяет профессиональное и академическое образование с тем, чтобы молодые люди могли либо получить работу по специальности, либо продолжить учебу в высших учебных заведениях. Одновременно в большинстве стран продолжаются начатые во второй половине 90-х годов усилия по созданию единой системы национальных профессионально-квалификационных стандартов. К разработке перспективных программ спроса на различные профессии все шире привлекаются организации работодателей на местах.
Реферат опубликован: 4/12/2009