Страница: 1/7
I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX –ом веке.
Как и во многих других странах, в России автомобильная промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных центрах (Ярославль, Нижний Новгород, Москва), где было налажено в основном мелкосерийное производство автомобилей для “верхушки”. После революции построили в Москве завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод, специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками. Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства, начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ.
Основную роль в сдвиге в размещении автомобильной промышленности сыграла Великая Отечественная война. Т.к. немцы вели бомбёжку, принимается решение частично перенести автомобилестроительные заводы в восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён часть в МИАСС (Ныне УралАЗ), а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод кузнечно-прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов, радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский автоагрегатный завод.
Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяжении всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зарубежными аналогами.
Однако общая нестабильная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проблема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследования и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что в ближайшем будущем, безусловно, отразится на техническом уровне наших автомобилей.
Главные причины такого положения - это существенное сокращение государственного финансирования научных разработок, а также незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные проекты. Была и третья причина: определенная растерянность руководства научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, их неготовность искать новые формы работ и организации своей деятельности. Правда, в последнее время многие научно-производственные организации, институты и заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными государственными и коммерческими структурами начали приспосабливаться к новым, рыночным условиям. Доказательство тому - возобновление в 1993 г. работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др.
II. Место и значение автомобильной промышленности в экономике Российской Федерации.
Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время нестабильностью во всех сферах общественной жизни, в особенности в промышленном производстве в целом по стране. По сообщению Госкомстата России , замедлить спад производства в текущем году пока не удается. В целом за девять месяцев 1995 г. объем промышленного производства снизился на 17,6 %.
Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.
В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.
в России, Украине, СНГ и Балтии (штук) | |||||
|
|
Темп (%) | |||
1997 |
1996 |
1997 |
1996 | ||
| |||||
Всего |
81353 |
75691 |
981724 |
874241 |
112.3 |
Российская Федерация в том числе: | |||||
ОАМО ЗИЛ |
- |
- |
8 |
- |
- |
ОАО ГАЗ |
10344 |
10378 |
124339 |
124284 |
100.04 |
ОАО КамаЗ |
1755 |
1507 |
17933 |
8935 |
200.7 |
АО АвтоВаЗ |
60838 |
58662 |
740526 |
680570 |
108.8 |
АО Москвич |
1321 |
- |
19920 |
2929 |
680.1 |
АО АвтоУАЗ |
4925 |
3656 |
51411 |
33701 |
152.6 |
АООТ СеАЗ |
820 |
650 |
8302 |
3671 |
226.2 |
АО Красный Аксай (г. Ростов-на-Дону) |
1055 |
40 |
13000 |
4062 |
320.0 |
Ижмаш |
148 |
787 |
5200 |
9149 |
56.8 |
Украина в том числе: |
147 |
11 |
1085 |
6940 |
15.6 |
ПО АвтоЗаЗ |
136 |
11 |
1030 |
6881 |
15.0 |
ЛуАЗ |
11 |
- |
55 |
59 |
93.2 |
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ (включая шасси) | |||||
|
13704 |
13974 |
162548 |
151146 |
107.5 |
Российская Федерация в том числе: |
12536 |
13333 |
148301 |
138782 |
106.9 |
ОАМО ЗИЛ |
1434 |
1606 |
18281 |
7200 |
253.9 |
ОАО ГАЗ |
7497 |
7180 |
87482 |
80375 |
108.8 |
ОАО КамАЗ |
584 |
2542 |
12765 |
20814 |
61.3 |
АО УралАЗ |
520 |
269 |
5339 |
6522 |
81.9 |
АО АвтоУАЗ |
2390 |
1262 |
20557 |
14760 |
139.3 |
АО ОЗТП- Сармат (г. Орск) |
- |
4 |
55 |
193 |
28.5 |
ЗАО Уральский автомоторный завод |
52 |
56 |
973 |
1402 |
69.4 |
ОАО ПСА Бронто |
59 |
53 |
670 |
395 |
169.6 |
Ижмаш |
- |
361 |
2171 |
7101 |
30.6 |
АО БАЗ |
- |
- |
8 |
20 |
40.0 |
в том числе: |
91 |
234 |
1620 |
1962 |
82.6 |
ПО АвтоКрАЗ |
91 |
231 |
1610 |
1905 |
84.5 |
ЛуАЗ |
- |
3 |
10 |
57 |
17.5 |
в том числе: |
1077 |
407 |
12627 |
10402 |
121.4 |
|
968 |
323 |
11449 |
9266 |
123.6 |
|
109 |
83 |
1090 |
1047 |
104.1 |
|
- |
1 |
88 |
89 |
98.9 |
| |||||
|
4238 |
3566 |
44545 |
37562 |
118.6 |
Российская Федерация |
4119 |
3489 |
43079 |
35566 |
121.1 |
|
- |
- |
1 |
- |
- |
|
1006 |
534 |
8596 |
4482 |
191.8 |
|
50 |
421 |
600 |
1395 |
43.0 |
|
2296 |
1751 |
24475 |
21084 |
116.1 |
|
43 |
11 |
129 |
234 |
55.1 |
|
18 |
11 |
700 |
1078 |
64.9 |
|
689 |
760 |
8450 |
7235 |
116.8 |
|
9 |
1 |
100 |
28 |
357.1 |
(г.Энгельс) |
7 |
- |
13 |
25 |
52.0 |
(г.Орск) |
1 |
- |
15 |
5 |
300.0 |
|
104 |
74 |
1290 |
880 |
146.6 |
|
104 |
74 |
1290 |
880 |
146.6 |
|
- |
- |
66 |
1093 |
6.0 |
|
- |
- |
66 |
1093 |
6.0 |
|
15 |
3 |
110 |
23 |
478.3 |
|
15 |
3 |
110 |
23 |
478.3 |
ТРОЛЛЕЙБУСЫ | |||||
|
16 |
5 |
124 |
126 |
98.4 |
Российская Федерация | |||||
АО Троллейбус-ный завод им.Урицкого |
16 |
5 |
115 |
115 |
100.0 |
| |||||
|
- |
- |
9 |
11 |
81.8 |
Реферат опубликован: 2/04/2006