Страница: 2/5
Люди же часто заблуждаются и поступают безнравственно потому,что просто не знают,что добро,а что зло.Добродетель неотделима от знания,как неотделима и от счастья.Однако Сократ не обещал своим ученикам,что раскроет им истину,ведь он сам говорил о себе:,,Я знаю что ничего не знаю’’.Он лишь предлагал вместе,в дружеской беседе,отыскивать эту истину.Метод обучения-диалектический:путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника последовательно доводятся до абсурда и таким образом выясняется истина,отделяемая от иных,ложных суждении.Сократ исходил из того,что каждый человек уже содержит в себе знания истины,он не осознаёт её,пока предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собою,а следовательно,к признанию собственного невежества,сомнения же в истинности прежних суждений ведёт к самопознанию.Философ любил сравнивать себя с повивальной бабкой,ибо помогал родиться истине.
Он собирал возле себя большое количество молодёжи,которая жадно внимала учениям босого мудреца,но ирония,с какой он обличал человеческую глупость,предрассудки,кое-кого раздражала, и в Афинах у него было много врагов.
Ему ставили в вину скептическое отношение к демократическому строю Афин.А он лишь ставил перед собою цель:как добиться того,чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям.
Итак,недовльные,подозрительные,и с опаской относившееся к Сократу,сограждане имели достаточно поводов,чтобы привлечь его к суду за развращение молодёжи и за беззбожие и обречь великого философа на смерть.
Софисты научили греков рассуждать,но прочная духовная основа была утрачена людьми образованными таким образом:вместе с традицией пали и духовные ориентиры.Каждый сам начинает устраивать себе ориентиры, в зависимости от своих нужд.
Всё относительно,мы свободны резать или не резать,убивать или не убивать.И народ почувствовал опасность такой субъективной свободы.
Первым человеком,который осознал противоречие был Сократ.Он размышлял:Что есть подлинная свобода?Это свобода,которой дирижирует не рассудок,а разум.Произвол-это формальная свобода,имеющая бесконечное единое Основание,а не множество конечных оснований,хотя бы и очень большое множество.
В диалоге,,Хармид” Сократом поставлена проблема :поиск целомудрия в отличии от многомудрия и суемудрия софистов.Софистический рассудок не только не видит единого содержания,но и утверждает,что целомудрия нет,что истина не существует.
Софисты всегда имеют свой субъективный интерес.Для разумномыслящего нет субъективного интереса.
Сократ никогда за своё учение не брал денег,т.к. в этом случае размышление стало бы средством,а не целью.Вот за это он критикует софистов.
Резюме:принцип философии Сократа почти софистический:человек есть мера всех вещей,но именно как размышляющий,становлящийся разумным.При этом разум-способность не врождённая,её нужно воспитывать.Способ воспитания разумного мышления-диалог с самим собой,цель которого достигнуть заранее не данного единства формы и содержания или целомудрия.
Мир идей Платона.
Платон родился в Афинах в 427г. до нашей эры.Настоящее имя Аристокл-широкоплечий.А прозвали его в молодости так за мощное телосложение.Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование.Стал учеником Сократа,написал его знаменитые диалоги,что определило всю его жизнь и творчество.
Платон как великий политический мыслитель,приложил все усилия к тому,чтобы разработать проект государственного устройства,основанного на справедливости,создав в результате философию объективного идеализма.
Учение о государстве,теория идей,этика и гносеология-основные составляющие платоновской философии.
Учения Платона,в особенности его диалектический метод,оказали огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки.
Он также занимался анализом языка и мышления,проблемой бытия,а также соотношением единичного и общего.
Был он также комическим поэтом,представителем древнегреческой комедии.В пьесах Платона чувствуется политическая направленность и злая,остроумная критика.
Реферат опубликован: 21/04/2006