Страница: 2/14
В основе современного оккультизма лежит двоякое стремление человеческой души – верить и знать. Оккультизм стоит на границе между религией и теологией, с одной стороны, наукой и философией – с другой.[5]
Оккультизм и мистика.От оккультизма следует отличать мистику и эзотеризм. Слово «мистика» происходит от слова «тайна». Мистика есть глубина и вершина духовной жизни. Сфера мистики отлична от сферы оккультизма; мистика по своей природе духовна, оккультизм – натуралистичен. Мистика есть общение с Богом, оккультизм же – общение с силами природы. Оккультизм учит о скрытых силах природы и человека, но никогда не углубляется до божественной основы мира. Мистика же основана на ощущении внутреннего родства и общности между человеческим духом и духом Божественным. Мистика есть углубление эзотеризма, она есть особая форма духовной жизни и духовного пути. Цель мистики в этом смысле слова есть созерцание Бога и соединение с Богом.[6]
Оккультизм и эзотеризм.Эзотеризм есть общее название для учений, являющихся достоянием тайных оккультных организаций. В противоположность мистицизму и оккультизму он всегда субъективен и замкнут. Сущность подлинного эзотеризма состоит из переживаний и откровений, получаемых посвященными или посвящаемыми в практику тайного общества или союза. Чистый эзотеризм в основе сверхчувствен и часто не имеет эквивалентных понятий в обычном мире для своего выражения. Подлинно эзотерические книги, поэтому, всегда облекают свое повествование в форме притч и аллегорий. Популяризация эзотерических учений всегда грешит вымыслами и приводит к колдовству и психическим расстройствам. Подлинный эзотеризм утверждает тайну, которая раскрывается в большей или меньшей степени в сознании в зависимости от духовного подвига, от степени духовной одаренности, от духовного уровня и стадии духовного пути. Эзотерическое в христианстве ведет к мистическому. Эзотеризм претендует хранить сокровенную истину и тайну от профанации и непонимания господствующего сознания масс, которые не могут эти истины и эти тайны вместить.[7]
Вот какие выдержки приводит Клизовский (1874 – 1942) из «Чаши Востока»: «Недоступность и вытекающая отсюда таинственность этой высшей науки для масс народа может быть продиктована не желанием немногих избранных сохранить лишь для себя эту высшую мудрость, но неподготовленностью и неспособностью народа воспринять ее… Дать человеку больше знания, нежели он в данную минуту способен вместить, – опыт весьма опасный.
Оккультная наука – это не такая наука, в которой тайны могут передаваться сразу, путем письменного или даже устного сообщения… Оккультная наука имеет свои методы исследования, такие же точные и деспотичные, как и методы ее антитезы – физической науки; если последняя имеет свои правила, так же точно их имеет и первая…».[8]
Оккультизм и наука. Область оккультизма или совершенно игнорируется современной наукой или мало ею разрабатывается. Это объясняется следующими причинами[9]:
1. Обоснование оккультизма традиционным знанием, берущим начало в откровении, а не в экспериментальном исследовании.
2. Пользование методом аналогии (который в науке признается наименее точным и убедительным).
3. Исследования внутренней стороны вещей и высших сфер мироздания доступны лишь сравнительно небольшому кругу посвященных, которых оккультисты называют адептами, или просвященными (adepti, illuminati, initiati).
4. Слепое доверие оккультизма источникам, особенно древним, часто весьма сомнительным.
5. Навязывание многим философам и религиозным учителям, вопреки фактам, оккультных учений.
6. Шарлатанизм и даже развращенность многих его последователей (приверженность «черной магии», чертопоклонничество, служение черных месс и т.д.).
Оккультизм не отрицает и не презирает науку. Оккультисты считают свое знание лишь дополнением к тому образованию, которое они получили на школьной скамье. Пренебрежение представителей современной точной науки к оккультизму есть лишь непонимание тех источников, которые дали миру химию, астрономию, медицину и целый ряд открытий и изобретений.
Конечная цель оккультистов заключается в синтезе человеческого знания, неразрывно связанного с достижением человеком божественного сверхсознания.
Оккультизм и религия. Православие, вмещая многое от древнего оккультизма и эзотеризма, стремится в наше время всех оккультистов, теософов и им подобных тайноведов отнести к числу еретиков. Благодаря этому огульному осуждению создается впечатление, что церковь, утеряв ключи к пониманию творимых таинств и обрядов, как бы боится обретения этих ключей другими. Эта боязнь гнозиса единосущна католической тупости, пытавшейся сжечь Галилея.[10]
Реферат опубликован: 10/12/2008