Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества

Страница: 11/13

Поэзию Кант считает высшей формой художественного творчества. Значение поэзии, в том, что она выходит за пределы понятийных средств выражения и тренирует тем самым ум, она возвышает, показывая, что человек не только часть природы, но и созидатель мира свободы. Однако не следует забывать, что философ не ставит знака равенства между искусством и познанием. В схеме перечислены так называемые «основные виды» искусств. Однако философ отмечает, что сочетание основных видов искусства порождает другие виды художественного творчества (красноречие в сочетании с живописью – драму, поэзия в сочетании с музыкой – пение, пение в сочетании с музыкой – оперу и т.д.). Для суждения о произведении искусства нужен вкус, для его создания требуется гений. Способности души, сочетание которых образует гений, - воображение и рассудок. Четыре признака характеризуют «гений»:

1) это способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила;

2) созданное произведение должно быть образцовым;

3) автор не может объяснить другим, как возникает его произведение;

4) «сфера» гения – не наука, а искусство.

Кант пришёл к постановке эстетических проблем, отправляясь не от размышлений над природой искусства, а от стремления довести до полноты свою философскую систему. Таким образом, сам философ видит в эстетике «пропедевтику всякой философии». Это значит, что систематическое изучение философии следует начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро и истина, то есть знакомство с третьей «Критикой» должно предшествовать чтению первых двух.

Глава IV.

В августе 1794 года Кант отметил своё семидесятилетие. Юбилейных торжеств не было – философ радовался уже тому, что о нём не вспоминают. В этот период он вступил на путь конфронтации с прусскими властями. Причиной этого послужило написание и опубликование ряда статей, в которых автор иронизировал над догмами церкви. Новый король Фридрих Вильгельм II не терпел вольнодумства. Прежний девиз «Рассуждайте, но повинуйтесь» уступил место более привычному «Повинуйтесь не рассуждая». Тем не менее, накануне юбилея Кант опубликовал статью «Конец всего сущего», которая стала последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Поползли слухи о готовящейся над философом расправе. Несмотря на это, в июле 1794 года русская Академия наук избрала Канта своим членом. На заседании был утверждён список из 14 иностранных учёных. Рекомендовал Канта географ И. И. Георги, превозносивший не только «Критику чистого разума», но и «Физическую географию», тогда ещё не опубликованную и известную лишь как лекционный курс. Вполне возможно, что Кант получил одобрительные слова из Петербурга одновременно с окриком, последовавшим из Берлина. Прусское правительство долго ломало голову над тем, как наказать всемирно известного учёного и не угодить при этом в глупое положение. Наконец форма взыскания была найдена: в октябре 1794 года Кант получил выговор от короля, но никто, кроме самого философа, об этом не узнал, так как королевский приказ не был обнародован, а пришёл как частное письмо. Отказываться от своих взглядов было не в правилах Канта, оказывать сопротивление – было ему не по силам. На случайно подвернувшемся клочке бумаги он сформулировал единственно возможную тактику: «отречение от внутреннего убеждения низко, но молчание в случае, подобном настоящему, является долгом подданного; если всё, что говоришь, должно быть истинным, то не обязательно гласно высказывать всю истину».

Дух Канта долго господствовал над его телом. Но всему приходит конец. Философ не был болен, но силы его убывали. Он постепенно сокращал объём своих учебных занятий, заканчивал зимний семестр не в апреле, а в феврале. Последняя лекция (по логике) была им прочитана 23 июня 1796 года. Потом ещё три семестра он объявлял лекционные курсы, но с оговоркой: «если позволит здоровье». Здоровье не позволяло, лекции отменялись. Однако Кант не собирался ещё уходить в отставку. Он гордился тем, что и в преклонном возрасте сохраняет ясность мысли, бодрость духа, интерес к жизни и любимому делу. Не было сил читать лекции, но он мог ещё писать. В период с 1795 по 1798 год он написал: «К вечному миру», «Об органе души», «Метафизика нравов», «Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в философии», «О мнимом праве лгать из человеколюбия», «Спор факультетов». Завершив «Метафизикой нравов» построение философской системы, Кант почувствовал потребность изложить своё учение в более или менее концентрированном виде. Так появилась «Антропология» (1798) – последняя работа, изданная самим автором. Здесь как бы подводится итог размышлениям о человеке и вообще всем философским размышлениям. Это завершение пути, и одновременно начало – начинать изучение философии

Способности души

Познавательные способности

Априорные принципы

Применение их

Познавательная способность

Рассудок

Закономерность

К природе

Чувство удовольствия и неудовольствия

Способность суждения

Целесообразность

К искусству

Способность желания

Разум

Конечная цель

К свободе

Реферат опубликован: 9/10/2008