Американский период научного творчества П.А. Сорокина

Страница: 23/30

Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится органичивать фокус своего исследования рамками названных теоретических направлений.

Заключение.

В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики , резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела так наэываемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами, разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы. Однако сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.

Ю.В. Яковец в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге творческого лидерства с Запада на Восток пишет следующее: «Россия стоит, пожалуй, перед одной из самых трагических альтернатив за свою тысячелетнюю историю: распада некогда великой локальной цивилизации и превращения в «этнографический человеческий материал» для других, более активных и агрессивных цивилизаций, - или возрождения на базе нового социокультурного строя, наследственный потенциал для которого еще не исчерпан».

Однако, мне кажется, что мы преодолели самый критический момент и повернули в сторону возрождения, так как в целом наблюдаемая картина «суперорганического мира» России представляет наличие процессов «фильтрации» как западного культурного наследия, так и «советско-российского» , причем происходит накапливание позитивных элементов того и другого, их довольно активная популяризация в обществе. Конечно, нельзя сейчас утверждать, что опасность миновала, но критическая точка, по-моему, пройдена. Хотя никто не может утверждать, что в случае очередного экономического кризиса, мы не вернемся на несколько шагов назад и упомянутая альтернатива не возникнет снова.

Также необходимо отметить, что силы положительной религиозной и моральной поляризации в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность о превалировании негативной поляризации в начальные периоды кризисов.

Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

Профессор Гарольд Браун считает: «что практически на сто процентов оправдались прогнозы Питирима Сорокина в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество».Однако доказательность прозрений этого ученого очевидна для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач социологов – перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина.

Завершить работу хотелось бы следующими справедливыми словами А.В. Липского: «Для настоящей популяризации Сорокина и его трудов в России придется еще немало поработать. И вернуться он должен таким, каким был на самом деле: глубоких знаний, демократических убеждений и большой души человеком, настоящим патриотом России».

Список использованной литературы:

  1. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. М., 1993
  2. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994
  3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992
  4. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997
  5. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996
  6. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: «Высшая школа», 1993
  7. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков. М.: Онега, 1995
  8. Теория интерактивного общества П. Сорокина, альтернативы развития современной России и идеалы молодежи. Тезисы научной конференции. Уфа, 1997
  9. Громов И.А. и др. Западная теоретическая социология. Спб.: Ольга, 1996
  10. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика. Спб.: Алетита, 2000
  11. Зверев В.М., Соболев В.С. Автографы Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1989 №2
  12. Согомонов А.Ю., Сорокин П.А., Ковалевский М.М. // СОЦИСС. 1989 №3
  13. Сорокин П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // СОЦИСС. 1989 №3
  14. Сорокин П.А. Историческая необходимость // СОЦИСС. 1989 №6
  15. Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1990 №2
  16. Сорокин П.А. Колонизационные вожделения // СОЦИСС. 1990 №2
  17. Сапов В.В. Высылка 1922 года: попытка осмысления // СОЦИСС. 1990 №3
  18. Сапов В.В. «Зырянский проповедник» // СОЦИСС. 1991 №8
  19. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // СОЦИСС. 1991 №8, №9
  20. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИСС. 1992 №10
  21. Сорокин П.А. Моя философия- интегрализм // СОЦИСС. 1992 №10
  22. Сорокин П.А. Общие черты и различия между Россией и США // СОЦИСС. 1993 №8
  23. Дойков Ю.В. Эпистолярное наследие П. Сорокина (переписка с С. Харпером) // СОЦИСС. 1996 №1
  24. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // СОЦИСС. 1996 №5
  25. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИСС. 1998 №12
  26. Сорокин П.А. Условия и перспективы мира без войны // СОЦИСС. 1999 №5
  27. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1999 №6
  28. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. 1999 №6
  29. Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня и завтра // СОЦИСС. 1999 №7
  30. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // СОЦИСС. 1999. № 7
  31. Сорокин П.А. Забытый фактор войны // СОЦИСС. 1999. № 11
  32. Джеффрис В. Интегрализм П.А. Сорокина: Новая общественная наука и реконструкция человечества // СОЦИСС. 1999 № 11
  33. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИСС 2000. № 4
  34. Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // СОЦИСС 2001. № 5

Реферат опубликован: 4/04/2009