Страница: 6/8
Правило гомогамии действует и в отношении некоторых других личностных характеристик. Среди них чаще всего называют ум (интеллект), физическую привлекательность, а также брачный статус и ценностные ориентации, включая политические взгляды, религиозные убеждения и т. д.
Близость:
Другим важнейшим социологическим фактором брачного отбора, наряду с гомогамией, является близость (соседство). Под близостью понимается пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации или учеба в одном и том же учебном заведении. Роль близости связана с тем, что соседство, совместная работа или совместная учеба повышают вероятность встречи с партнером, который к тому же, с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей, интересов.
Еще в начале 30-х гг. американский социолог Джеймс Боссард на материале 5000 браков, заключенных в г. Филадельфия, показал действие фактора близости. Согласно его данным, из этого числа брачных пар почти 17% проживали в одном и том же квартале Филадельфии, свыше 33%, — в пяти ближайших кварталах и половина — в двадцати ближайших кварталах2.
Отечественные исследования не позволяют дать информацию, сопоставимую с данными Дж. Боссарда. Однако действие фактора близости прослеживается и в результатах, полученных и у нас в стране. В частности, по данным Г.В. Жирновой, в 70-е гг. в городах Центральной России примерно треть опрошенных ею брачных пар познакомились друг с другом на работе или в учебных заведениях, местом знакомств остальных были или места общественного отдыха и культурно-массовых развлечений, или то, что называется "в гостях"2.
Примечание:
« Группа вступивших в брак по желанию» — это те, кто вступил в брак из-за внутреннего, искреннего желания создать семью, иметь детей;
«Группа вступивших в брак по обязанности" — это те, кто вступил в брак, потому что так было нужно: пришло соответствующее время, боязнь остаться вне брака по возрасту, требовала обстановка.
Заключение:
Примеры теорий брачного отбора:
1. Теория З. Фрейда.
Он утверждал, что в выборе сексуального объекта человеком проявляется смещение энергии либидо с самого первого объекта любви, т.е. с родителей. Иначе говоря, согласно 3. Фрейду, мужчина ищет жену, похожую на мать, а женщина — мужа, похожего на отца.
В социологической литературе можно найти данные, подтверждающие этот тезис. В частности, Д. Едличка в своем исследовании 7.000 супружеских пар обнаружил, что вероятность найти в опрошенной совокупности пары, в которых имелось сходство одного из партнёров с родителем противоположного пола, была выше, чем это теоретически возможна при случайном выборе.
2. Теория Р.Ф. Уинча.
Ещё одной социально-психологической теорией брачного выбора является теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча.
Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и комплементарны (дополнительны) их собственным (например: человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтет партнера сильного и доминантного). Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот, по Уинчу, достигается в том случае, когда специфические потребности мужчин и женщин комплементарны друг другу.
В основе теории — наблюдения, которые Уинч провел за 25-тью брачными парами в Северо-западном университете. Хотя сам Уинч был убежден в правильности своей теории, другие исследователи отнеслись к ней критически. Характерным в этом плане было замечание Мейера и Пеппера о том, что "открытия Уинча — это артефакт. Или из-за неправильной методологии, или из-за того, что он изучал брачные пары".
Тем не менее другие авторы, отталкиваясь от подхода Уинча, пытались усовершенствовать его теорию. Одним из примеров этого является инструментальная теория Р. Сентера.
2. Теория Р. Сентера.
Инструментальная теория Р. Сентера исходила из предположения, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат для их потребностей.
В отличии от Уинча, Сентер полагал, что одни потребности более значимы, а другие менее. Ценности (потребности), которые более типичны для мужчины, должны соответствовать потребностям, более типичным для женщины.
Реферат опубликован: 12/12/2006