Страница: 2/13
Этот тип общества, получивший название традиционного, сохранился до наших дней. Он представлен многими государствами «третьего мира»: странами Азии и Африки, сравнительно недавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.
Однако преобладавшие в хозяйственной деятельности восточных народов экстенсивные технологии, которые в ранний период существования традиционных обществ способствовали их экономическому прогрессу (благоприятные природные условия, простота создаваемых человеком средств труда), в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не только постепенное исчерпание природных богатств, но и застой в развитии техники. Указанные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран «третьего мира» экономическую отсталость.
С середины 70-х годов все большую роль в общественной жизни этих стран стала играть религия. В тех из них, где господствующей религией является ислам, была выдвинута идея создания исламской цивилизации, основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые этим вероучением.
Исследователи западной цивилизации называют ее по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Но независимо от названия западное общество во многих чертах противоположно традиционному восточному обществу, хотя также имеет достаточно глубокие исторические корни.
Вы уже знаете, как происходило становление индустриальной цивилизации, вобравшей в себя достижение античной культуры, западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения. Данная цивилизация существует чуть более 300 лет. Сложившееся в европейском регионе с его более суровой по сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу.
В связи с этим формировалась и новая система ценностей. На первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали постоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир.
Таким образом, «созерцательности» традиционных обществ противостояло деятельностное начало западных обществ.
В отличие от традиционных обществ, где первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь, послужило основой для выработки идей о неотъемлемых правах человека, о гражданском обществе и правовом государстве.
Научные открытия и технические новшества, в частности изобретение конвейера, позволили наладить массовое производство. Индустриальный мир стремился к наращиванию объемов, скоростей, мощностей. Почти во всех отраслях господствовала гигантомания: огромные предприятия, гигантские стройки, величественные сооружения . Из середины XX столетия 80 - 90-е годы виделись такими: по железным дорогам мчатся поезда, которые перевозят сразу несколько тысяч пассажиров; в небесных просторах летают самолеты с огромной вместимостью и скоростью в 10 раз превышающую скорость звука; моря и океаны бороздят суда грузоподъемностью в миллионы тонн. В эти прогнозы верили.
Реферат опубликован: 17/11/2008