Страница: 1/3
В 1938 -1939 годах автор (Лев Николаевич Гумилев - русский историк, географ и этнолог, сын знаменитейших поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой), будучи репрессированным и имея в тюрьме незанятое время, стал продумывать исторические процессы разных государств и больших культурных целостностей. Если мерить интенсивность исторических процессов кучностью событий, то сначала наблюдается резкий взлет — около 300 лет, затем чередование подъемов и депрессией — тоже лет 300, потом ослабление жизнедеятельности, ведущее к успокоению и, наконец, медленный упадок, прерываемый новым взлетом. Полный цикл составляет 1200-1500 лет. И сколько бы это наблюдение ни проверялось — так было везде на длинных отрезках времени. И тут встает вопрос: почему? На что это явление похоже? На движение шарика, который, получив внезапный толчок, катится, сначала набирая скорость, а потом теряя ее от сопротивления среды; на взболтанную жидкость, где волнение постепенно стихает; на струну, после щипка колеблющуюся и останавливающуюся. И права была китайская царевна из династии Чэн, плененная и выданная за тюркского хана в VI веке, когда написала мудрые и трогательные стихи (перевод Льва Гумилева):
Предшествуют слава и почесть беде, Ведь мира законы — трава на воде. Во времени блеск и величье умрут, Сравняются, сгладившись, башня и пруд. Пусть ныне богатство и роскошь у нас, Недолог всегда безмятежности час. Не век опьяняет нас чаша вина, Звенит и смолкает на лютне струна .
История любого этноса укладывается в колыбель описанной схемы (толчок — подъем — перегрев — упадок — затухание), а отдельные зигзаги учитывались пропорционально их значению. Оказалось, что любая живая система, будь то этнос или организм, развивается единообразно.
Фаза подъема — фаза интенсивного роста пассионарного напряжения в этнической системе вследствие пассионарного толчка, приведшего к появлению этой системы. Характеризуется энергичной экспансией вновь возникшего этноса, резким ростом всех видов его активности, демографическим взрывом, быстрым повышением числа подсистем этнической системы. В фазе подъема формируются новая этническая доминанта и социальные институты. Для данной фазы характерно пассеистическое ощущение времени, а также общественный императив «Будь тем, кем ты должен быть». Эта формула отражает высокую дисциплину во вновь возникшей системе, где жесткой регламентации подвергается поведение членов коллектива, брачные отношения, использование ландшафта. Однако благодаря формирующемуся в фазе подъема новому стереотипу поведения все эти ограничения воспринимаются людьми не как тягостная обуза, а как необходимое условие достойного образа жизни. фазе подъема. начинается с инкубационного периода, сначала скрытого, а затем явного. Окружающие этносы воспринимают фазу подъема как образование общности крайне активных людей, отстаивающих непривычные идеалы и завоевывающих себе место под солнцем, часто за счет соседей. После фазы подъема. наступает акматическая фаза. Характерные примеры фазы подъема — рост численности и влияния христианских общин в I — III вв. н.э., приведший к созданию Византийского суперэтноса: Древний Рим периода первых царей и завоевания Италии (VIII — VI вв. до н.э.); арабы-мусульмане периода создания Халифата и распространения ислама (VI — VIII вв. н.э., включая инкубационный период); монголы XI — XIII вв. н.э., чья агрессия распространилась почти на все пространство Евразии; в России подъем связан с политикой Александра Невского, победой на Куликовом поле, возвышением Москвы, созданием единого Российского государства и его расширением (XIII — XV вв.).
Фаза акматическая — фаза этногенеза, в которой пассионарное напряжение достигает наивысших для данной системы уровней. Наступает после фазы подъема. Этническая система в данной фазе характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, наивысшим числом подсистем (субэтносов), предельной частотой событий этнической истории. Жертвенные пассионарии встречаются и в фазе подъема, но в акматической фозе у них появляется новый настрой — стремление к максимальному утверждению себя как личности, а не только к победе своего этнического коллектива в целом. Это означает, что в акматической фазе начинает меняться ощущение времени — появляются актуалисты. Все это определяет общественный императив акматической фазы — «Будь самим собой». Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто приводит этнос в состояние, именуемое пассионарным перегревом. При пассионарном перегреве избыточная энергия, которая в фазе подъема тратилась на бурный рост и экспансию, начинает погашаться на внутренние конфликты. Так, акматическая фаза. в Европейском суперэтносе ознаменовалась войной гвельфов с гибеллинами и провалом политики крестовых походов из-за распрей между вождями крестоносцев; в Византии (IV — VII вв.) — внутренними раздорами на религиозной почве. Акматическая фаза в России — «смутное время», у монголов — распад единого улуса, созданного Чингисханом; в средневековом Китае акматическая фаза — эпоха Тан (658 — 907 гг. н.э.), ознаменованная, восстанием Ань Лушаия (756 — 763 гг.), за время которого население Китая сократилось втрое.
Реферат опубликован: 16/01/2010