Страница: 6/8
В лекциях можно использовать элементы занимательности - одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной, эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы и других источников. Чтение лекции сопровождается необходимыми записями опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомство учащихся с противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых-химиков.
Как правило, в ходе лекции создаются проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос - это прием, при помощи которого удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки [34].
· Эксперимент. Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.
На семинарах, химических практикумах широко используют самостоятельный учебный эксперимент, имеющий те же цели, что и демонстрационный эксперимент. Он формирует у учащихся практические умения и умения рационального использования учебного времени; развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера [35].
· Самостоятельные работы. Активизация процесса обучения достигается применением самостоятельных работ учащихся, организуемых в соответствии с особенностями их интересов и конкретных учебно-воспитательных задач.
Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения. Следовательно, такой подход к учебной деятельности может быть рекомендован педагогам, так как взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает прочные знания. Все эти действия направлены на создание знаний плюс информация, которую дают на лекциях, семинарах - все это приводит к развитию познавательного интереса [36].
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Практическое применение методов активизации познавательной деятельности учащихся
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Общеизвестно три основных мотива, побуждающих школьников учиться:
· интерес к предмету (я изучаю предмет не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса - это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
· сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
· принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков, активизирует познавательную деятельность учащихся. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу того имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Целью данной работы явилось практическое применение различных методов активизации познавательной деятельности:
При прохождении педагогической практики в МОУ Клявлинской СОШ №2 им. В. Маскина в 8 классах нами был проведен эксперимент по выявлению оптимального варианта проведения урока по теме «Чистые вещества и смеси». В 8а классе урок проведен по традиционной методике, а в 8б – с применением различных методов активизации познавательной деятельности, таких как:
· тестовые задания;
· поисковые лабораторные работы;
· решение производственных ситуационных задач;
· использование мультимедийной презентации.
При наблюдении за учащимися был сделан вывод, что большой интерес у них вызывают применение информационно-коммуникационных технологий, проведение учащимися химического эксперимента, работа в группах.
В качестве примера проанализируем урок химии в 8б классе, проведенный с использованием различных методов активизации познавательной деятельности.
Тема урока: «Чистые вещества и смеси».
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Метод обучения: проблемный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная, групповая.
Задачи урока:
· образовательная: создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений учащихся по данной теме;
· развивающая: создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью;
· воспитательная: создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.
Средства обучения:
1. Химия 8 – учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна – М., Дрофа, 2005 г.
2. Презентация в MS Power Point.
3. Демонстрационный эксперимент:
Разделение смеси фильтрованием;
Разделение смеси выпариванием;
Дистилляция воды
4. Карточки с заданием для групповой работы.
Оборудование и вещества:
компьютер, проектор;
раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка (выпарительная), спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка;
лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы
Для актуализации знаний учащихся были заданы вопросы:
· Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела)
Реферат опубликован: 14/06/2011