Страница: 1/2
1.Сущность контроля
В процессе хозяйственной деятельности складывается и постоянно действуют определенные отношения социально-экономического характера. Участниками этих отношений и носителями соответствующих прав и обязательств является государство как высшая общественная инстанция и предприятие.
В процессе постановки и решения хозяйственных задач возникают противоречия, оказывающие влияние на все общественные и хозяйственные ситуации. Они возникают первоначально в виде деловых противоречий, обостряются в случае повышения интенсивности хозяйственных операций, переходят в острую форму при отсутствии контроля.
Хозяйственные противоречия выявляются и разрешаются путем проведения контрольных действий. При помощи контроля вскрываются и устраняются причины таких противоречий.
Различают 2 основных объекта контроля:
1. Хозяйственные средства (имущество предприятия). Основной целью контрольных действий здесь является их сохранность и рациональное использование.
2. Хозяйственные операции. Целью является законность и эффективность их осуществления.
Субъект контроля (контролирующий орган, функциональное звено в организации) зависит от существенной системы его функционирования. Субъектов достаточно много и они существуют на разных уровнях системы хозяйствования. К их числу можно отнести и Счетную палату РФ, и Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, и службу внутреннего аудита на предприятии.
Как функция управления контроль двояко проявляет свою сущность:
1) Он служит универсальным средством в получении информации по каналу обратной связи. Для успешной реализации своей функции управляющая система должна получить результаты своего воздействия на объект управления. Эта информация позволяет выявлять соответствие их деятельности намеченной программе, а так же недостатки их функционирования.
2) Субъект контрольной деятельности на основе собранной информации определят способ устранения недостатков и в результате появляется возможность принятия решения для нормального функционирования подконтрольного объекта.
Т.О. контроль – это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.
Это общее определение контроля, которое относится к любому его виду.
Контроль за хозяйственной деятельностью, выраженной в экономических показателях называют экономическим контролем.
Здесь конкретизируются субъекты и объекты. Экономический контроль – это система органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих наблюдение за экономическим состоянием предприятия в соответствии с законодательным регулированием.
Хозяйственная деятельность предприятия обобщается при помощи денежного измерителя. Для оценки деятельности по этому критерию в системе экономического контроля сформировался финансовый контроль. Это система органов, обеспечивающих соблюдение законодательства в процессе формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звенья экономики.
В соответствии с этим определяется цели и задачи контроля.
Цели | Задачи |
Контроль | |
Сохранность активов, законность и эффективность хозяйственных операций |
1. Сбор информации об объекте 2. Выявление расхождений 3. Принятие мер для нормального функционирования подконтрольного объекта |
Экономический контроль | |
Регулирование хозяйственных процессов в соответствии с законодательством |
Систематическое наблюдение за хозяйственной деятельностью |
Финансовый контроль | |
Законное и рациональное использование финансовых ресурсов |
Предупреждение и выявление нарушений финансово-хозяйственной деятельности |
2. Виды контроля: финансовый контроль и административный. Существует несколько классификаций контроля. В соответствии с первой различают две формы контроля —финансовый контроль и административный. Финансовый контроль охватывает все сферы деятельности организации и осуществляется на основе стоимостных показателей, которые позволяют сравнивать плановые расходы с фактическими. Финансовый контроль осуществляют специальные подразделения: планово-финансовое управление, бухгалтерия, отдельные экономисты и бухгалтеры в подразделениях. Функция контроля значительно усилилась в связи с использованием компьютерной техники, которая позволяет осуществлять ускоренно процесс сбора информации, необходимой для реализации данной функции. Применение компьютерной техники также позволяет сформировать и систему централизованного контроля, обеспечивающую своевременный контроль результатов финансовой деятельности организации. Административный контроль ведется на всех уровнях управления организацией и призван оценивать деятельность сотрудников (контроль исполнения). Административный контроль осуществляется постоянно как специальными подразделениями, так и руководителями на всех уровнях управления организацией. |
3. Понятие внешнего и внутреннего контроля По характеру организации взаимоотношений субъекта и объекта контроля различают внешний и внутренний контроль. Внутренним контроль является тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну и ту же систему. Внутренний контроль может быть предусмотрен уставом организации или заложен в должностных инструкциях сотрудников. Объектом внутреннего контроля является производственная, финансово-хозяйственная деятельность, а именно технологические процессы, нормативное хозяйство, качество продукции и её соответствие потребностям рынка, а так же весь спектр финансовых показателей. Помимо общих контрольных задач перед внутренним контролем стоит задача соизмерения затрат и результатов хозяйствования. Важную роль в организации внутреннего контроля играет уровень автоматизации технологического процесса и степень точности отражения его стадий в документации, т.е. организация документооборота. Роль внутреннего контроля возросла с развитием рыночных отношений и частной собственности. Формы организации внутреннего контроля могут быть различными: - служба внутреннего аудита; - ревизионная служба бухгалтерии; - независимый ревизионный отдел и др. Одним из условий эффективного функционирования внутреннего контроля является его оперативность. Это позволяет: - обеспечить связь контроля с регулированием производства; - использовать в текущем управлении оперативную контрольную информацию, полученную с учётом принципа обратной связи, что обеспечивает динамичность принятия управленческих решений. Т.о., надлежащий внутренний контроль непосредственно участвует в формировании конечных результатов хозяйствования. Среди задач, стоящих перед внутренним контролем можно назвать следующие: - предупреждение на стадии зарождения хозяйственной операции различного рода отклонения, возникновение которых может нарушить нормальный режим функционирования объекта контроля. Решение этой задачи отражает возможность превентивного воздействия на объект (предупреждение отклонений).; - снижение вероятности возникновения отклонений непосредственно в ходе функционирования объекта; - выявление допущенных отклонений. Например, субъект контроля – сохранность товарно-материальных ценностей. Первая задача решается оценкой условий хранения, ввоза-вывоза ценностей, охраной помещения, эффективности документооборота и т.д. Вторая задача выражается в постоянной проверке наличия ТМЦ МОЛ. Третья задача – плановая инвентаризация. При организации контроля предпочтение должно быть отдано решению первых двух задач, т.к. они позволяют своевременно предупредить нарушения. В противном случае служба внутреннего контроля будет заниматься констатацией имеющихся нарушений. Контроль называется внешним, если он выражается в двух основных формах: -выдача различного рода разрешений; - выявление нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Выдача разрешений на вид деятельности осуществляется контролирующими органами в следующих формах: - аккредитация и лицензирование – подтверждение способности эффективно и качественно осуществлять установленную деятельность, что выражается в виде выдачи соответствующего разрешения; - экспертиза – проводится для оценки эффективности деятельности или её результатов; - сертификация – подтверждение того, что продукция или услуги соответствуют требованиям ГОСТа или техническим условиям. Имеет целью защитить потребителя и, как правило, в обязательном порядке устанавливается законом. Выявление нарушений в рамках внешнего контроля связано с соблюдением законодательных норм. Внешний контроль проводится как государственными органами, так и независимыми организациями. Основные его направления надо рассматривать в соответствии с понятием контроля.
| ||||||||||||||||
Реферат опубликован: 14/06/2011