Ревизия материально-производственных запасов

Страница: 3/3

Поступление материалов на предприятие может происходить по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

приобретены у поставщиков

Д10К60 - на покупную стоимость,

Д19К60 - на сумму НДС;

от учредителей в счет вклада в уставный капитал Д10К75/1 - по согласованной стоимости;

безвозмездно от других организаций

Д10К98/2, субсчет "Безвозмездное поступление" - по рыночной стоимости.

При использовании МПЗ на производственные нужды (Д20, 23, 25, 26, 08 Кт 10) одновременно в состав внереализационных доходов включает стоимость израсходованных материалов и в учете отражается проводкой Д98/2К91/1;

отходы от брака

Д10К28;

отходы от ликвидации основных средств

Д10К91/1.

Отпуск материалов со склада производится на различные цели и отражается следующими проводками:

на изготовление продукции

Д20, 23К10;

на строительство объектов основных средств

Д08К10;

на ремонт основных средств

Д25, 26К10;

продажа на сторону.

Учет продажи материалов ведут на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Счет активно-пассивный, сальдо не имеет, операционно-результативный.

По дебету счета 91 отражается:

фактическая себестоимость реализованных материалов

Д91/2 К10;

сумма НДС, начисленная на реализованные материалы,

Д91/2 К68;

расходы по продаже материалов

Д91/2 К70, 69, 76.

По кредиту отражается

выручка от продажи по отпускным цепям, включая НДС

Д51К91/1.

Сопоставлением оборотов на счете 91 определяют финансовый результат от продажи.

Если оборот дебетовый больше оборота кредитового (сальдо дебетовое) - получаем убыток. Его списывают на счет 99 "Прибыли и убытки" проводкой Д99К91/9.

Если оборот дебетовый меньше оборота кредитового (сальдо кредитовое) - списывают проводкой Д91/9К99.

Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журналах-ордерах 10, 10/1 в корреспонденции Д20, 23, 25, 26, 08, 91, 90К 10.

Сохранность и правильное оформление операций по движению материально-производственных запасов подтверждаются результатами периодически проводимой инвентаризации.

Согласно п.2 ст.12 Закона "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризации обязательно:

при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия, сдаче имущества в аренду, продаже или выкупе;

при смене материально-ответственного лица;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при установлении фактов хищения, злоупотребления или порчи запасов;

в случае форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение и т.п.);

при реорганизации и ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных действующим законодательством (по заданию правоохранительных и иных органов и пр.) (1; с.13).

Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении.

По объему проверки инвентаризации подразделяются на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внезапные.

В процессе инвентаризации проверяются сохранность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, состояния весового и измерительного инструмента; порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель, организации или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, которая назначается приказом руководителя организации

Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (форма № инв-3). Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточки учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.

Для выявления результатов инвентаризации может использоваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены специальные графы для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.

Во всех случаях расхождения, выявленных в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются посредством составления сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с уменьшением общехозяйственных расходов (Д10 К26). Недостача ценностей списывается на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с уменьшением их стоимости и количества по счетам материальных ценностей (кредит счета 10) (24; с.75).

По решению руководителя организации сумма недостачи в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства: Д 25, 26, 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Недостачи сверх норм естественной убыли (по розничным ценам) относятся на материально ответственных лиц: Д73/2 "Расчеты по возмещению материального ущерба", кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - в сумме фактической стоимости и кредит 98/4 - в сумме превышения розничной цены над фактической.

Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности организации: Дебет 99 "Прибыли и убытки" Кредит 10 "Материалы".

Когда конкретные виновники не установлены, недостачи относятся в состав прочих расходов (Д91 К94).

Список литературы

1.Экономика предприятия/ В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; Под ред. В.Я. Хрипача. – Мн.: Экономпресс. 2002. – 464с.

2.Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Практикум: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 224с.

3.Мельник М.В. Ревизия и контроль: Учебное пособие / М.В.Мельник, А.С.Пантелеев, А.Л.Звездин. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 512 с.

Реферат опубликован: 14/06/2011