Страница: 3/7
В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям древнерусской архитектуры, а остальные –к типам украинских деревянных церквей.
Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским святыням –киевскому Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в барочную «одежду»; надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены декором.
Старейшее здание этого типа –собор Троицкого монастыря в Чернигове. В композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской (трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон, элементы декора)
Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших памятников украинского зодчества –трёхчастнный в плане, увенчанный тремя высокими живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г.). Это древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от застройки Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви.
Более распространённым типом храма был храм пятикамерный, образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам. Здания с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией, завершающеёся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило одинаковое построение фасадов.
Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668-1670 гг. московским архитектором Г.И.Усти-новым. Собор венчают пять широких восьмигранных барабанов[10], перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII в.
Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с прекрасным лепным декором в характере украинского народного искусства.
Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на Украине, не переносили на украинские церковные здания типологические и композиционные черты русской архитектуры, но повсеместно применяли свойственные ей элементы пластики и декора. Композиционные черты украинской архитектуры сказались и на русской архитектуре. Примером этому может служить Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.
В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях подъёма национального самосознания украинского народа ярко проявились черты украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных особенностях, декоре. Но главная особенность стиля –это новаторские и вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством пропорций, раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого с внешними формами.
В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и 40 костёлов и католических монастырей. Давно миновали времена, когда в постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во Львове и других городах западных областей Украины работают крупные зодчие того времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений, выдающихся в художественном отношении.
Реферат опубликован: 15/06/2008