Страница: 2/9
Во время учебы Федор Осипович Шехтель активно включается в творческую жизнь столицы: он с головой погружается в частное строительство, увлекся созданием декораций для театров.
Одновременно учеба Шехтеля сложилась неудачно. Находясь в третьем научном, живописном и рисовальном классах и во втором архитектурном, Федор Осипович был отчислен из училища за плохую посещаемость. Об этом свидетельствует рапорт инспектора К.А. Трутовского, адресованный в Совет Московского художественного общества с просьбой об исключении с первого сентября 1878 года ряда учеников за плохую посещаемость. Среди них – Федор Шехтель. Позже Федор Осипович писал « Жалею, был отчислен за непосещаемость». С конца 1870 годов Шехтель начинает работать самостоятельно. Но в первое время занятия архитектурой занимают в его творчестве сравнительно скромное место. Шехтель иллюстрирует и оформляет книги, журналы, рисует виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов. В месте с братом А.П. Чехова художником Н.П. Чеховым, с которым он познакомился и подружился в училище, Шехтель пишет иконы и создает монументальные росписи. В середине 1880 – х годов Федор Осипович Шехтель работает у Терского. И опять-таки по настоянию А. С. Каменского. Скорее всего Терской, который был на восемь лет старше Шехтеля был помощником Каменского. Этот факт не подтвержден, однако доподлинно известно одно – эти три архитектора в 1884 – 1887 были связаны совместно работой. Таким образом, не смотря на отсутствие архитектурного образования, в мастерских Каменского и Терского, работая бок о бок с Чичаговым, Шехтель прошел прекрасную школу, его учителя находились тогда в рассвете творческих сил. Они были в числе тех мастеров, творческими усилиями которых, происходило превращение облика Москвы дворянской в капиталистическую. Н Самое большое место в деятельности молодого Шехтеля до конца 1880-х - начала 1890-х годов занимает работа театрального художника. Он создает костюмы и эскизы декораций, и эта деятельность позднее, в 1890-1900-е годы, как бы найдет продолжение в проектирование театров и народных домов. Шехтель как театральный декоратор тяготеет к сфере искусства, бывшей для конца 19-ого века анахронизмом, - к эпигонской романтической декорации казенной оперной сцены. Он работает помощником "мага и волшебника", декоратора Большого театра К.Ф. Вальца - непревзойденного мастера превращений, сказочных метаморфоз, феерий, разрушений, бурь, фонтанов, прославившегося постановками, представлявшими красочные, поражающие зрелища. Это одна сторона театральной деятельности молодого Шехтеля. Вторая - народный театр и оформление народных гуляний. Он работает художником у знаменитого М. В. Лентовского, ориентировавшегося на вкус массового зрителя, создателя театра "Скоморох", для Лентовского задумал станционный театр и самостоятельно подготовил декорации, создал в саду павильон в индийском и китайском вкусе. Об одной из постановок под название "Весна-красная" можно составить достаточно полное представление, поскольку сцены с ее изображениями были изданы Шехтелем в виде специального альбома. Таким образом, истоки архитектурной деятельности Шехтеля восходят к двум источникам - к дожившей до конца столетия романтической традиции, оказавшейся особенно живучей в оперном и балетном театре, и к традиции народного театра. На этапе своего становления архитектором Шехтелю удалось плодотворно поработать со многими известными зодчими, а затем и перестраивать ряд зданий, созданных педагогами. Самая первая постройка архитектора сохранилась: будучи учеником Каменского, которому порою и приписывают авторство, Шехтель в 1878 (по иным данным, в 1884 году) выполнил заказ текстильного фабриканта Щапова, выстроив для него на углу Немецкой (современной Бауманской), 58, и Денисовского переулка жилое помещение. Свой первый личный дом на Петербургском шоссе, 20, Шехтель возводил, числившись купцом. В 1895 году он для И. и А. Морозовых перекроил интерьеры дома по Леонтьевскому переулку, 10, некогда возведенному Каменским, и Подсосенскому переулку, 21, - детищу Чичагова. Работы Шехтеля, начиная от наиболее ранних, обнаруживают устойчивость и определенность интересов и симпатией, говорят об его увлечение средневековым зодчеством во всех его модификациях - древнерусским, романским, готикой.
Реферат опубликован: 6/12/2009