Афганистан

Страница: 2/4

Языки

Согласно последней конституции, ныне отмененной талибами, официальными языками Афганистана признавались пушту и дари (или фарси-кабули, афганский диалект персидского языка). Дари служит языком межнационального общения почти повсеместно, кроме провинции Кандагар и восточных районов провинции Газни, где доминируют пушту. Узбеки, туркмены и киргизы относятся к тюркоязычным народам. Хазарейцы пользуются одним из архаичных диалектов персидского языка, с которым связаны также балучи и таджикский язык. Нуристанцы говорят на языках, представляющих обособленную древнюю ветвь, выделившуюся из иранской и индийской языковых групп. Брагуи говорят на языке, принадлежащем к дравидийской семье, сходном с языками народов Южной Индии.

История Афганистана .

В 1773 году сын Ахмад-шаха Дуррани Тимур-шах перенес столицу Афганистана из Кандагара в Кабул. Дурранийская держава просуществовала до 1818 г., а затем в результате междоусобной борьбы распалась на ряд самостоятельных эмиратов. В ХК веке (1838-1842 гг. и 1879-1880 гг.) англичане дважды пытались подчинить Афганистан и присоединить его к своей колонии в Индии. Однако в этих двух войнах только действиями английских войск добиться поставленной цели не удалось. Англия так и не смогла надолго закрепиться в этой стране. В 1880 году новый эмир Кабула Абдуррахман-хан сумел добиться политического объединения страны и стабилизации ее внешних границ. Снова образовалось централизованное Афганское государство . Россия была первой державой, признавшей независимость государства Афганистан (27 марта 1919 г.) и установившей с ним дипломатические отношения. Англия же, напротив, не признав независимости Афганского государства, сосредоточила вблизи его границ крупные ударные силы. В мае 1919 г. началась третья англо-афганская война. Но английское руководство пришло к выводу, что это не отвечает национальным интересам их государства, и вскоре было объявлено перемирие. По Равалпиндинскому договору 8 августа 1919 года Великобритания признала независимость Афганистана. 28 ноября 1921 года был заключен советско-афганский договор о дружбе, а 31 августа 1926 года Афганистан и СССР заключили договор о нейтралитете и взаимном ненападении . В дальнейшем отношения наших стран развивались относительно ровно, претерпевая то спад, характеризовавшийся враждебными происками западных разведок, то подъем, сопровождающийся значительной экономической и военной мощью СССР молодому афганскому государству. 27 апреля 1978 года в стране произошла Апрельская революция, в ходе которой был свергнут режим короля М.Дауда, и к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). В октябре 1979 года глава государства Н. Тараки в результате переворота был убит и власть захватил премьер-министр X. Амин, который предпринял крайне репрессивные меры в отношении представителей оппозиции. Ситуация в стране резко осложнилась. Советское руководство стало получать сведения о том, что X. Амин связан с американскими спецслужбами, и им готовится переориентация Афганистана на США с приглашением их войск для поддержки. Вместе с тем за период с марта до декабрь 1979 года афганское руководство в лице Тараки, а затем Амина около двадцати раз обращалось к Советскому Союзу с просьбой помочь их стране военными силами. С одной стороны оно теряло опору в массах и надежду на победу над оппозицией, с другой - силы оппозиции внутри правящей партии рассчитывали с помощью советских войск свергнуть режим Амина, спасти страну и революцию.

Афганское общество

Афганистан представляет собой сообщество племен, над которым за последнее столетие были выстроены государственные политические институты. Афганские правители пользовались международным авторитетом и располагали армией, позволявшей им контролировать клановые структуры. При этом они использовали в своих интересах соперничество Российской и Британской империй и их преемников в этом регионе. В этой стране очень сильны племенные традиции. Огромная роль принадлежит религии. Ислам -часть культуры и образа жизни народов Афганистана. Никакие пришельцы не в состоянии утвердить на афганской земле иные порядки. Об этом свидетельствует опыт трех англоафганских войн и советской интервенции. До 1973 члены королевского клана (пуштуны племени дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Главную линию образовали прежде всего потомки Доста Мухаммеда и его единокровного брата и соперника Султана Мухаммеда, господствовавших на политической арене с 1826. Следующий по значению слой составляли высокопоставленные чиновники, религиозные лидеры, вожди влиятельных племен, офицеры высших чинов, богатые купцы. За этой аморфной группой следовали молодые администраторы, получившие образование за границей и благодаря знаниям и личным заслугам занявшие места в кабинете министров. Ниже стояли лавочники, врачи, мелкие торговцы, деревенские священнослужители (муллы), провинциальные чиновники и другие должностные лица на местах. В самом низу иерархии находились рядовые крестьяне и кочевники-скотоводы. В 1980–1990-е годы, в условиях затяжной гражданской войны, общественное положение отдельных лиц и групп стало прямо или косвенно зависеть от их отношений с вооруженными отрядами. Солдаты, чиновники, племенные вожди, муллы – все те, кто поддержал Апрельскую революцию 1978, получили доступ к советскому оружию и деньгам. Их противники, выступавшие против переворота, могли рассчитывать (независимо от того, остались ли они в самом Афганистане или укрылись в лагерях беженцев в Пакистане) на военную и финансовую помощь США и Саудовской Аравии, поступавшую к различным повстанческим формированиям. С падением правительства Наджибуллы в 1992 борьба между этими группировками не прекратилась, и они продолжают получать помощь из-за границы. Ислам остается мощной силой в Афганистане, где почти все население придерживается мусульманской веры. Примерно 84% жителей – сунниты ханифитского толка. Однако среди хазарейцев много шиитов, имеется также община исмаилитов. На территории страны действует ряд крупных суфийских орденов – Чиштийя, Накшбандийя и Кадырийя. Долгие годы войны разрушили налаженную систему просвещения в Афганистане. В 1999 грамотными числились 47% мужчин и 15% женщин

110 тысяч бойцов Талибана

Реферат опубликован: 1/09/2009