Страница: 8/8
Право недропользования установлено законом – (в нашем случае Указом имеющим силу Закона).
Право следования заключается в том, что при смене собственника вещное право сохраняется и следует за вещью. Применительно к праву недропользования, поскольку собственником всегда остается государство, такого перехода быть не может.
Право преимущества, заключается в приоритетности пред любыми обязательственными правами на данный участок недр.
Недропользователь осуществляет право фактического господства над участком недр.
Недропользователь обладает правами владения и пользования участком недр. Кроме того, ему принадлежит право распоряжения, но в довольно узком объеме.
Другое мнение о признаках вещных прав высказано Сухановым Е.А. Вещное право отличается от всех других, тем, что оно оформляет и закрепляет принадлежность вещей субъектами гражданских правоотношений, иначе говоря, статику имущественных отношений. Этим они отличается от обязательственных прав, оформляющих переход вещей и иных объектов от одних участников к другим.
Выделяются следующие категории вещных прав, чисто вещное право собственности и ограниченные вещные права.
Ограниченное вещное право, или право на чужую вещь – (jura in re aliena), представляет собой право на вещь уже присвоенную другим лицом – собственником. Для данной категории прав выделяются следующие характерные признаки:
Указанные права ограниченны по содержанию.
Существует в рамках определенных собственником.
Производны и зависимы от первичного права – права собственности.
Характер и содержание ограниченных вещных прав определяется непосредственно законом.
Поэтому закон закрепляет исчерпывающий перечень ограниченных вещных прав.
В результате – под ограниченным вещным правом следует понимать право в том или ином ограниченном, точно определенном законом отношении использовать чужое, как правило, недвижимое имущество в своих интересах без посредства его собственника.
Таким образом, можно утверждать, что право недропользования является именно ограниченным вечным правом.
Право недропользования безусловно является ограниченным по содержанию, т.к. владение и пользование допускается в пределах предусмотренных Конституцией и Указами. Право распоряжения – регламентируется еще более жестко, с помощью механизма согласования нового контрагента с компонентным государственным органом в каждом конкретном случае передачи.
Вся система законодательства о недрах построена с учетом положений ст.6 Конституции РК, которая закрепляет государственную собственность на недра.
Не вызывает сомнения, что право недропользования является также и производным, зависимым от права государственной собственности. Государство оставляет за собой право на:
1 – национализацию всей нефтяной отрасли в целом, исходя из права государства, как суверена и собственника.
2 – экспроприацию отдельных предприятий добывающей отрасли.
3 – реквизицию части добытых полезных ископаемых для нужд государства в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Во всех трех перечисленных случаях недропользователю гарантируется – равное, прямое и незамедлительное возмещение затрат по ценам мирового рынка.
Существует также определенная система и в способе законодательного закрепления права недропользования, где действует сложный юридический состав – (лицензионно-контрактная система). В которой, лицензия – административный акт государственного органа, а контракт – соглашение двух сторон, относительно прав и обязанностей возникающих в процессе нефтяных операций.
Список использованной литературы:
1. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 27.01.96.г. “ О недрах и недропользовании»
2. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 28. 06.95г. “О нефти”
3. Сулейменов М.К. Право недропользования как вещное право. “Актуальные вопросы коммерческого законодательства в Республике Казахстан”. Материалы семинаров, выпуск 6, изд. Адилет Пресс. Алматы 1997г.
4. М.С.Тонкопий, «Экономика природопользования», Алматы: «Экономика», 2000г.
5. Учебное пособие «География Павлодарской области»
Реферат опубликован: 25/01/2009