Страница: 6/7
Большая Браславская кругосветка
Чтобы начать ее, придется отъехать на автомашине 35 км от Браслава к соседнему озеру Дрисвяты и на его северо-восточном берегу спустить шлюпки на воду. Их надо просмотреть, если потребуется—подсмолить, проверить наличие запасных весел и укомплектованность ремонтного набора. Ведь за 300 км с лишним пути придется пройти по 7 озерам и 5 рекам. Далее движение на юг через Прорву в озеро Оболе, из него по реке Дрисвятке в озеро Богинское. И снова Дрисвятка побежит на юг до слияния с Дисной, а та — на восток до Западной Двины. Здесь новое направление — на северо-запад. У поселка Друя опять смена курса. Войдя в Друйку, придется пробиваться на запад к Браславским озерам, и по их чистой воде возвращаться на турбазу.
Несколько речушек вливалось в Дрисвяты, а сток шел через одну — Дрисвятку. Колхозники Белоруссии, Латвии и Литвы перегородили ее дамбой и пустили воду по новому руслу, построив там электростанцию «Дружба народов». А новую речушку, что идет от электростанции до озера Оболе, назвали Прорвой. Звучит грубовато, но обозначает это то, что она прорыта.
Из Оболе река через каменистые перепады уже по старому руслу доходит до озера Богинского, перед входом в которое есть еще одна электростанция. По пути справа будут отходить длинные затоки. Чтобы не плутать по ним, держитесь левой стороны.
Слаженная группа при условии раннего выхода сможет дойти до южного берега Богинского и повыше деревни Устье расположиться на ночлег. Если же первый день покажется тяжелым, то хорошие места для бивуака есть и на правом берегу Богинского, не доходя до электростанции. Я не случайно упомянул об усталости. В первый день придется повозиться на обносе плотин (на обеих эту операцию проделывают слева по ходу от станционных построек), проходить под низководными мостами, может быть, бороться с волной на озерах.
Проходя Богинское, держитесь его западного берега, иначе можно проскочить выходной исток Дрисвятки. В южной части озера, там, где оно начнет уходить несколько на восток, по берегу стоят домики деревни Устье. Около нее и продолжает свой путь Дрисвятка. Через 12 км у села Козяны она впадает в Диену — большой левый приток Западной Двины. Общая длина Диены, которая берет начало в Литве, — 178км, но от Козян до устья останется пройти 110 км. Вскоре по правому берегу пойдет длинная улица деревни Василины (104 км от устья), потом слева будут деревня Жуковщина (88 км), поселок Шарковщина (63 км), деревни Германовичи (44 км) и Стефанополье (24 км).
Диена течет на северо-восток в узкой долине, с высокими сухими берегами и в среднем течении почти безлесна. Уклон у нее незначительный, скорость небольшая, река мало извилиста. Но на ней много естественных препятствий. С одним из них — так называемым верхним складом лесосплава, придется столкнуться сразу при выходе из Дрисвятки. Здесь река от берега до берега загорожена плотами. Выбирайте между ними просветы, протискивайте шлюпки, загружайте плот весом собственных тел и осторожно проводите над ним лодку. В общем, с километр сплошного плотового леса будет.
Диена интересна неожиданными препятствиями, а ландшафт у нее однообразный — поросшие кустарником берега. Плывешь, как в длинном корыте, — ничего не видно. Но от Козян, собственно, смотреть нужно больше на воду. С верхнего склада после весеннего пуска плотов гонят молевой сплав. Вот и приходится лавировать между бревнами да выделять впередсмотрящего — предупреждать о коварных топляках.
И на следующий день все еще не будет покоя от сплава. Около станции Полово — запань. Вода подбивает к вздыбленной преграде из бревен хворост, пену, траву и, крутя воронками, втягивается под эту стихийно выросшую плотину. Чтобы отвезти лодки ниже запани, придется нанимать подводу. Ни о какой проводке через бревенчатый хаос и речи быть не может.
А дальше опять смотрите в оба. Тонкие, чуть заметные тросы маленьких паромов провисают как раз .на уровне шеи. Соприкосновение, да еще с ходу, малоприятное. В нижнем течении, особенно в мелководье (начиная со второй половины июня), Диена становится беспокойной. Все чаще попадаются огромные камни, между которыми вертят быстряки. Здесь на некоторых участках потребуются мгновенный расчет рулевого, его четкие команды гребцам. Водный слалом как тренировочное упражнение перед походом очень пригодится на Диене и Двине.
Реферат опубликован: 18/04/2009