Страница: 2/6
Для экономики района характерна неравномерность размещения производственных сил из-за неоднородности и разнообразия условий для хозяйственного развития отдельных территорий. Специализация Волго-Вятского района тесно связана с его историческим прошлым — кустарно-ремесленными и промысловыми производствами: торгово-промышленное и металлическое (Нижний Новгород, Павлове), кожевенное дело (Богородск), художественное, ложкарное (левобережье Волги), кожевенно-меховые промыслы и производства (Вятско-Сло-бодской) на базе пушнины, поставляемой из Сибири в обмен на продукцию сельского хозяйства.
Ведущими специализирующими отраслями Волго-Вятского района являются машиностроение и металлообработка (более 37%), нефтехимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Удельный вес легкой и пищевой промышленности превышает 16%. В составе перечисленных отраслей занято более 66% всех трудовых ресурсов промышленности Волго-Вятского района.
Главная отрасль специализации района — машиностроение со сложной спецификой внутрирайонной и межрайонной кооперации, представленное прежде всего Нижегородским машиностроительным комплексом. Ведущая отрасль района — автомобилестроение с центром в Нижнем Новгороде, в котором сосредоточено производство более 10% легковых и 30% грузовых автомобилей России. Для него характерны широкие кооперированные производственные связи с многочисленными заводами-филиалами, смежниками (в малых и средних городах), занятыми производством запасных частей, узлов, моторов, гусеничных тягачей, автомобильных шин и покрышек. Представлены трудоемкие отрасли, обеспеченные высококвалифицированными кадрами: машиностроение неметаллоемкое и средней металлоемкости, тесно связанное с Уралом, Центрально-Черноземным, Северным районами и с Украиной по металлу, а также с заводами местного производства металла в Омутнинске, Выксе, Кулебаках и с заводами сталелитейным и прокатным в Нижнем Новгороде, в Кирове.
Кроме автомобилестроения в районе развито судостроение, производство дизелей, метизов, фрезерных станков и станков с числовым программным управлением, полупроводниковых выпрямителей и приборов (Нижний Новгород, Саранск, Йошкар-Ола), измерительной аппаратуры (Киров), инструментальная промышленность (Павлове, Киров, Саранск), разнообразное электронное машиностроение в областных центрах и столицах республик, приборостроение, электротехника. Нижегородский и Сормовский машиностроительные комплексы тесно связаны с верфями речного судостроения в Городце, Нава-шино, с заводом самосвалов в Саранске, с авиамоторным заводом в Заволжье, автобусным - в Павлове, светотехническими и электротехническими предприятиями Чувашии, Мордовии, шинным, прокатным (цветного проката) производствами в Кирове и рядом химических, кожевенных производств, предприятий лесной и пищевой промышленности.
Широкое развитие получило производство подъемно-транспортного, газокомпрессорного оборудования, для трубопроводного транспорта, авиационное машиностроение, производство экскаваторного (Саранск), добы вающего и дробильно-размолочного оборудования (Белая Холуница), тракторостроение (Чебоксары), производство деревообрабатывающих станков (Киров), листоштамповочных автоматических линий (Рузаевка), электроавтоматического медицинского оборудования, контрольно-измерительных приборов. Перепрофилирование военно-промышленных предприятий оборонного комплекса, дальнейшее совершенствование электронной промышленности еще более усложняет состав машиностроения в районе за счет высокотехнологичных, наукоемких, высокотрудоемких, неметаллоемких производств -основы технического прогресса в народном хозяйстве России.
Одной из ведущих отраслей специализации Волго-Вятского экономического района является многоотраслевая химическая промышленность, работающая в основном на привозном сырье и материалах, выпускающая сотни наименований полупродуктов и конечных продуктов для основной и органической - полимерной химии (полиакрила-тов, капралактама, средств защиты растений, полихлорвиниловых смол, пластмасс, волокон, красителей, кожезаменителей, шин, каустической соды, минеральных удобрений). Развитие химической промышленности в районе было вызвано прежде всего большими потребностями автомобилестроения и других производств в химикатах. Доля производства химической продукции в промышленности в 1995 г. уменьшилась до 9,7% (с 10,5% в 1990 г.). В структуре химической промышленности повысился удельный вес производства минеральных удобрений на базе используемых местных Верхне-Камских фосфоритов (Кировская область), продукции нефтепереработки на Нижегородском и Кстовском нефтехимкомбинатах, в Новочебоксарске, а также производства резинотехнических изделий на Саранском промышленном предприятии. Удельный вес производства нефтехимической продукции в общем объеме производства в химии и нефтехимии снизился и составил в 1995 г. около 9%, сократилась и доля производства синтетических смол и пластмасс в структуре отрасли по сравнению с 1985 и 1990 гг. Несмотря на рост удельного веса производства минеральных удобрений, потребность в них сельского хозяйства района удовлетворяется неполностью. Сырьевой базой для нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности и органической химии является нефть и нефтепродукты, поступающие по нефтепроводам из Поволжского и Западно-Сибирского нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих районов. Центры производства химической и нефтехимической продукции - Кстово, Нижний Новгород, Дзержинск и ряд других городов в областях и республиках района.
Реферат опубликован: 6/03/2009