Страница: 4/11
Четыре месяца ушло у Кука на то, чтобы подняться вверх по северному побережью к заливу Карпентария. Мореплаватель составил подробную карту береговой линии будущей Австралии. На ней появились десятки названий – бухты, заливы, мысы, получившие новые английские имена. Министры, принцы, лорды, города и провинции Великобритании – все они именно тогда обрели своих австралийских двойников.
Не совсем счастливо миновав Большой Барьерный риф, "Индевор" добрался наконец до северной оконечности Австралии. Корабль и до этого много раз бывал на краю гибели, но мастерство капитана и его команды, как правило, помогало избежать серьезных проблем. Но в этот злополучный день удача отвернулась от мореплавателей – "Индевор" недалеко от современного города Куктаун наскочил на риф и чуть было не затонул. Починка корабля длилась 7 недель. Сегодня в память о тех далеких событиях это место называется Кейп Трибулейшн, иначе говоря, "мыс бедствия". Этот мыс знаменит на весь мир своими тропическими лесами. Это единственное место на планете, где "рейн форест" врастает прямо в океан, буквально соприкасаясь своими корнями с коралловыми рифами.
…22 августа 1770 года Джеймс Кук именем короля Георга III торжественно провозгласил исследованную им землю владением Великобритании и назвал ее Новым Южным Уэльсом. Так началась история Австралии.
Открытие Азии.
О восточной окраине величайшего континента Евразии даже в позднем средневековье у европейцев были самые смутные представления. Их отражали карты, где Малая Азия изображалась непомерно большой, а Центральная и Восточная - столь же уменьшенными. О северо-восточной окраине Азии и вовсе не было никаких сведений. В ту пору Китай был едва ли не самой обширной и многолюдной страной в мире. Он простирался от Манчжурии до Вьетнама. Великий шелковый путь соединял Китай через Центральную Азию с Европой. Китайские мореплаватели посещали берега Юго-Восточной и Южной Азии, заходя из Тихого океана в Индийский. Связь с Индией поддерживалась морским путем. Освоенными торговыми путями для китайцев оставались морские пути сообщения. Не исключено, что именно опыт дальних морских плаваний привел их к идее шарообразности Земли. Об одном из путешествий морским путем в Индию сохранилось свидетельство буддийского монаха И Цзина. Вдоль берегов Индокитая и Малакки он добрался до Суматры. На юге этого острова в крупном городе Шриваджаи (ныне Палембанг) он прожил несколько месяцев, изучая санскритский язык и знакомясь с буддийской литературой. Затем на торговом судне через Малаккский пролив вышел в Индийский океан, пересек Бенгальский залив и достиг устья Ганга. Посетив индийские святыни, он вернулся на родину также морским путем, составив описание своего путешествия, которое длилось с 689 по 695 год. По-видимому, в средние века китайские мореплаватели достаточно регулярно посещали острова Индонезии, Филиппины, Индию, Цейлон, доходили до Аравийского моря и берегов Восточной Африки. В дальние страны они доставляли изделия из шелка, фарфора, металлов, а на родину привозили золото, пряности, рога носорогов и бивни слонов, ценную древесину. Грандиозным морским предприятием средневековья стала экспедиция под командованием Чжей Хэ (или, в другой транскрипции, Чень Хо), евнуха при императорском дворе. Он успешно командовал во время сложнейших морских переходов крупным флотом, состоявшим из 317 судов и 27 тысяч человек - моряков, солдат, навигаторов, картографов. Китайские джонки ХV века были крупнее европейских судов того времени и не уступали им по своим мореходным качествам. То же можно сказать о достижениях китайских навигаторов и картографов. Все это предопределило успех экспедиции Чжей Хэ. Флотилия прошла вдоль берегов Юго-Восточной Азии, посетила Индокитай, острова Малайского архипелага, и, возможно, некоторые разведывательные корабли достигли северо-западного побережья Австралии. Войдя в Индийский океан, флотилия миновала Индостан, Персидский залив, Аравийский полуостров и прошла вдоль восточного берега Африки. Не исключено, что при этом они обогнули мыс Доброй Надежды (тогда еще остававшийся безымянным, ибо лишь в конце ХV века португальцам удалось пройти с запада этот путь). Во всяком случае на китайской карте 1420 года вполне достоверно показана часть юго-западного побережья Африки. Всего с 1405 по 1433 год Чжей Хэ совершил семь больших плаваний. Однако они не имели дальнейшего развития в виде укрепления торговых и политических связей Китая с дальними странами, расширения границ и влияния Поднебесной империи. По всей вероятности, правители ее укрепились во мнении, что им не приходится ожидать ничего хорошего от сопредельных, а тем более дальних стран. По-видимому, в этом их окончательно убедили материалы экспедиции славного флотоводца Чжей Хэ.
Реферат опубликован: 1/09/2008