Страница: 1/16
ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ЧАСТЬ I. НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ………………………………….4
Значение нефтяной промышленности………………………………………………………… -
Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности…………………… 5
География нефтедобывающей промышленности……………………………………………….10
ЧАСТЬ II. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПРИРОДНОГО ГАЗА……….…………… 14
Значение газовой промышленности……………………………………………………………….-
Экономико-географическая характеристика газовой промышленности…………………… 15
География газодобывающей промышленности……………………………………………… 17
ЧАСТЬ III. НЕФТЕГАЗОНОСНЫЙ БАССЕЙН СЕВЕРНОГО МОРЯ…………19
ЧАСТЬ IV. НЕФТЯНЫЕ И ГАЗОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ-
ГИГАНТЫ В ЗОНЕ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА……………………………… .25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… .29
ВВЕДЕНИЕ
Нефтяная и газовая промышленности являются составными частями топливно-энергетического комплекса, в состав которого входят предприятия по добыче и переработке всех видов топлива (топливная промышленность), производству электроэнергии и её транспортировке (электроэнергетика ).
Развитие топливной промышленности, казалось бы, обусловлено в первую очередь имеющимися запасами различных видов топлива: ведь если их нет, то не может быть их добычи. Однако действительность сложнее. В мире имеются большие запасы топлива, причём всех его видов. Поэтому решающий критерий разработки месторождений - экономический. Надо решить, какое именно из имеющихся месторождений целесообразно и наиболее эффективно разрабатывать.
ЧАСТЬ I.
НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Значение нефтяной промышленности
Нефтяная промышленность. Нефть — первичный энергоноситель, на основе которого получают в качестве вторичных ряд облагороженных (т.е. подвергшихся целевой переработке) продуктов для конечного потребления: бензин; осветительный керосин; реактивное и дизельное топливо; мазут; гудрон; различные нефтяные масла — смазки, смазочно-охлаждающие, гидравлические, изоляционные и т.д. Газообразные и жидкие фракции нефти — основные углеводородные полупродукты для широкого использования в нефтехимической промышленности (олефины — этилен, пропилен и др., ароматические - бензол и др.). Получаемые из нефти виды топлива, а из углеводородного сырья органические химикаты и полимеры в 10—50 раз превышают по стоимости саму использованную нефть. Это определяет экономическое значение нефтяной промышленности и связанных с ней производств по переработке нефти.
Быстрый рост добычи нефти во второй половине XX в. по сравнению с углем был обусловлен рядом ее физических и технологических преимуществ:
1) в 1,5-2 раза более высокая теплотворность (теплота сгорания);
2) большая скорость сгорания;
3) относительная несложность переработки и извлечения из нее широкого круга углеводородов;
4) многим нефтепродуктам присущи те же или еще большие преимущества, что и нефти;
5) использование нефти экологически безопаснее, чем угля, - меньше выбросов в атмосферу и отсутствие практически отходов при глубокой ее переработке.
Росту добычи нефти способствовали также экономические и географические условия:
1) низкие капиталовложения и себестоимость добычи по сравнению с углем;
2) концентрация крупнейших кедровых запасов в странах (особенно Ближнего и Среднего Востока) с низким уровнем налогов, легкостью в прошлом получения концессий но низким ценам, дешевая рая сила;
3)благоприятные геологические условия — небольшая, как правило, глубина скважин;
4) мягкие экологические законы или полное их отсутствие;
5) рост морской добычи нефти (в середине 90-х гг. — 30%) по-разному влияет па природную среду побережья и мероприятия по ее защите в тех или иных странах;
6)текучесть нефти, что облегчает ее добычу, транспортировку, погрузку, выгрузку, эффективное использование тары для ее перевозки и хранения.
Технико-экономические преимущества нефти и получаемых на ее базе продуктов обусловили особую роль нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности в мировом хозяйстве. На разных этапах развития в сферу этих отраслей были вовлечены также черная металлургия (трубопрокатное производство), особенно широко машиностроение (оборудование для добычи, транспортировки, переработки нефти), использование ее в различных отраслях транспорта, в химической переработке и т.д. Произошла перестройка всего энергетического хозяйства как на стационарных установках (элёктростанции), так и нестационарных (двигатели на всех видах транспорта). Нефтепродукты стали использоваться не только в сферах материального производства, но и в массовом количестве в бытовом потреблении: большая часть полумиллиардного мирового парка автомашин — это личные транспортные средства населения, ежедневно потребляющие подавляющую часть нефтепродуктов.
Реферат опубликован: 18/11/2007