Страница: 4/5
Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы.
В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышлен ности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому за дачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети неф тепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов.
Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге. На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье.
Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии.
Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск. Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и эконо мичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при пе ревозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.
Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способ ность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.
Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутрере гиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтеп роводов.
Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конк ретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заво дами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образу ют технологически связную сеть - единый объект экономического и 12 режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.
В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям: На восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты); На запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару - Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вент спилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород - Ярославль - Кириши (Северо - Запад); На юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай Орск.
Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти.
Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири.Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям: На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку; На юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент -Чарджоу; На восток - Александровское - Анжеро-Судженск.
Для транспортировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления. Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новорос сийск; Грозный - Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.
Задачи перспективного развития отрасли.
В настоящее время нефтяная промышленность России находится в состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добы чи нефти. Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с преды дущим годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн. т.
Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго связывают не с дополнительными государственными инвестициями, а с последовательным развитием рыночных отношений. Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их от расли средства, а Правительство - создавать им для этого необходимые экономические условия.
Реферат опубликован: 16/10/2007