Страница: 13/15
завершение создания мощностей по производству новых видов тяжелых промышленных тракторов и дизельных двигателей к ним в АО «Промтрактор» и АО «Дизельпром» (Чебоксары), по которым имеются неоднократные руководящие поручения;
создание мощностей на АО «Уральский автомобильный завод» по выпуску грузовых автомобилей грузоподъемностью до 23 т типа «Ивеко» для работы в условиях Севера на объектах топливно-энергетического комплекса.
Общая дополнительная потребность в централизованных капитальных вложениях превышает 1,9 трлн. руб. В связи с ограниченностью капитальных вложений за счет централизованных источников получат дальнейшее развитие инвестиционные конкурсы. В 1995 г. государственная поддержка на конкурсной основе оказывалась 14 предприятиям машиностроения в размере 144 млрд. руб., что позволило им привлечь 396 млрд. руб. инвестиций за счет собственных и заемных средств.
4.6. Внешнеэкономическая деятельность
При оценке состояния товарооборота со странами дальнего и ближнего зарубежья учтена определенная тенденция к стабилизации, наметившаяся в отдельных отраслях машиностроения в результате адаптации многих предприятий к условиям товарного рынка, а также положительные сдвиги в восстановлении кооперационных связей со странами СНГ и бывшего СЭВ. В то же время в 1996 г. в значительной степени сохранилось действие таких негативных факторов в машиностроительных отраслях, как кризис платежеспособности предприятий: невысокий технический уровень основной массы выпускаемой продукции и, как следствие, ее низкая конкурентоспособность: нерешенность до настоящего времени вопросов государственной поддержки экспортно-ориентированных производств: отсутствие в стране системы страхования экспорта и предоставления банковских кредитов, а также систематизированных маркетинговых исследований структуры спроса на продукцию машиностроения во внешнеэкономической деятельности.
В условиях сохранения низкого платежеспособного спроса на внутреннем рынке экспортные поставки жизненно важны для машиностроительных предприятий. В 1996 г. произошло увеличение экспорта по продукции производственно-технического назначения. Величина прироста экспорта по дальнему зарубежью составляет примерно 20% к уровню 1995 г., а по ближнему — 8—10%. Объемы экспорта в эти страны составили соответственно 1,7 и 1,2 млрд. долл.
Доля экспорта в объеме производства машиностроительной продукции в 1995 —1996 гг. сохраняется примерно на одном уровне и находится по основным видам номенклатурных позиций в пределах 20—30%.
Одновременно в 1996 г. произошло незначительное увеличения импорта машинно-технической продукции, что объясняется недостаточностью финансовых средств у предприятий, нерешенностью вопросов кредитования импортных закупок и рядом других неблагоприятных факторов. Объемы импорта составили около 1 млрд. долл. по дальнему зарубежью и 0,9 млрд. долл. по ближнему, т. е. возросли относительно 1995 г. примерно на 10%.
По важнейшим видам машиностроительной продукции доля импорта в объеме продажи товаров в 1995—1996 гг. колеблется в значительных пределах — от 15 до 40%, однако благодаря усилиям по импортозамещению, имеет тенденцию к снижению.(6)
Заключение
Тяжелое машиностроение — это основа промышленности России. И от того как будет развиваться тяжелое машиностроение в немалой степени зависит и развитие экономики страны. В настоящее время отрасли тяжелого машиностроения нуждаются в структурной перестройке и интенсификации.
Что же означает интенсивный путь развития в тяжелом машиностроении. Прежде всего он подразумевает качественно новое натурально-вещественное наполнение стоимостных показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и "вымывания" из номенклатуры выпускаемого оборудования дешевых его видов, так и за счет расширения производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того, само машиностроительное производство должно быть переориентировано на использование материало-, трудо- и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования.
Реферат опубликован: 14/03/2007