Страница: 6/9
Доминирующей чертой германских компаний является «внутренний» характер систем их управления, при котором все участники – акционеры, управляющие, наемные работники, арендаторы, поставщики и потребители могут оказывать влияние на развитие компании, в том числе прямое влияние на принятие решений через такие органы, как наблюдательный и производственные советы. Германская система управления отличается от англосаксонской модели, в которой владельцы капитала имеют небольшое прямое влияние на управление, но могут проявлять силу, «голосуя ногами», продавая акции или перенося субконтракты.
В центре германской социально-рыночной экономики находится система так называемого соучастии в решениях. На предприятиях действуют производственные советы, которые избираются прямым голосованием. Они участвуют в решении вопросов организации рабочего места, производственного процесса и общей обстановки, приема на работу.
На крупных предприятиях с численностью занятых свыше 2 тыс. человек учреждаются наблюдательные советы, состоящие из акционеров и работающих по найму, которых выдвигают производственные советы и профсоюзы. Члены советов получают возможность участвовать в управлении фирмой. По закону работники имеют половину мест в наблюдателъных советах – высших руководящих органах, которые назначают и смещают старших управляющих. Это является частью системы, которая способствует тесным связям мелку рабочими и укрепляет особую форму управления корпорациями. Фирмы и банки владеют акциями друг друга и тем самым минимизируют дисперсию владения на фондовых рынках и среди акционеров. Это экономическое устройство базируется на сильной децентрализованной федеральной системе, которая дает большую власть 16 землям, и формах политики, построенных на согласии, при которых решения принимаются, насколько это возможно, с молчаливом согласия главных партий – христианских демократов и социал-демократов.
В последние десятилетия изменилась роль государства. Ослабли его предпринимательская функция, прямые формы регулирования. Государственное предпринимательство складывалось под влиянием государственном строительства или выкупа находившихся в тяжелом финансовом положении предприятий и фирм. В конце 80-х годов на предприятиях государственного сектора было занято 8,7% всех рабочих и служащих. Помимо промышленности, государственные предприятия занимают серьезное место в инфраструктуре (атомная энергетика, пути сообщения, средства связи, кредитные учреждения). В промышленности государство контролирует базовые и энергетические предприятия: производство цветных металлов (алюминия, свинца, цинка – примерно 2/3), добычу каменном угля.
Переход к неоконсервативной форме регулирования сопровождался сокращением государственною сектора путем продажи акций предприятий на кредитных рынках. Для ФРГ, в отличие от Британии и Португалии, была характерна частичная приватизация государственных предприятий, превращение их в смешанные компании. Сокращение государственного сектора расширило сферу частного капитала, рыночных сил.
Немецкое законодательство разрешает организациям работодателей и наемных работников совместно определять уровень заработной платы и условия труда. Трудовые соглашения заключаются на национальном уровне между отраслевыми организациями предпринимателей и профсоюзов. Они могут связывать даже предпринимателей, не входящих в организации нанимателей, если это отвечает общественным интересам. Уровень заработной платы, устанавливаемой организациями предпринимателей и рабочих, мало отличается в различных секторах хозяйства и профессиональных группах. В условиях экономического роста заключение централизованных соглашений обеспечивает стабильность в отношениях предпринимателей и рабочих. Наряду с Японией германская промышленность практически не испытывает влияния забастовочного движения. Пожизненный найм в Германии был более реальным, чем в Японии.
Реферат опубликован: 23/05/2006