Страница: 3/6
5. Хозяйство Греции – индустриально-аграрное со средним уровнем развития. По основным экономическим показателям уступает партнёрам по ЕС. Для греческой экономики характерна высокая занятость в непроизводственной сфере (св. 50% ВНП). С начала 80-х гг. переживает кризис, вызванный главным образом структурными диспропорциями, вялой инвестиционной деятельностью в базовых отраслях. Прирост ВВП в 1992 году оценивался в 1,5%. Объём с/х производства возрос на 1%, промышленности – на 0,4%, сферы услуг – на 2,2%. Среднегодовой доход на душу населения составил 7,1 тысяч долларов. Безработица охватила 8,7% экономически активного населения. Политика правительства в сфере экономики направлена, главным образом, на её оздоровление путём усиления рыночного регулирования, приватизации нерентабельных государственных предприятий, реформирования финансовой и банковской систем. Предпринимаются антиинфляционные меры. Особое внимание уделяется адаптации национальной экономики к процессам западноевропейской интеграции. В этой связи правительство вынуждено принимать непопулярные решения (сокращение государственных субсидий, замораживание зарплаты), что приводит к довольно болезненным социальным последствиям. Известное суждение о том, что в Греции есть всё, возможно, скоро станет реальностью. А пока вместе с Португалией, Испанией и Ирландией страна входит в четверку самых бедных стран ЕС. Для Греции (член союза с 1981 года) характерны довольно низкие показатели валового национального продукта на душу населения, высокий уровень инфляции и безработицы. Экономический спад конца 80-х начала 90-х годов и как следствие, заметное снижение и без того низкого уровня жизни привели к резкому оттоку из страны коренных жителей. В то же время, привлечённые мягким климатом и выгодным географическим положением Греции, на их место потянулись эмигранты из стран Восточной Европы, в частности, Албании, а также арабских и азиатских стран. Среди греков, отличающихся высоким патриотизмом и не терпящих даже безобидных иронических высказываний от иностранца в адрес родины, назревало недовольство, которое выливалось в прямые столкновения с эмигрантами, претендующими на легальные и нелегальные рабочие места. Такой поворот дела не мог не вызвать озабоченности в стране, которая отличается от других европейских стран высоким естественным приростом населения. Греция столкнулась с необходимостью искать выход из создавшейся экономической ситуации, опираясь на помощь развитых европейских стран и разумно используя собственные возможности. Выход, кажется, был найден. Новый экономический курс, в частности тенденция общей либеризации экономики в стране связывается с именем премьер-министра Греции, лидера правящей партии «Всегреческое Социалистическое Движение» (ПАСОК). Партия получила поддержку большинства избирателей на последних выборах, состоявшихся 22 сентября 1996 года. Значительными наибольшими шагами, предпринятыми в Греции в последние годы в целях преодоления экономической отсталости, считаются приватизированные телекоммуникационные сети страны и завершаемая в 1996 году приватизация энергосистемы страны.
Как и много веков назад, основой благополучия страны и источником основных валютных поступлений является судоходство. Греция по-прежнему сохраняет за собой статус крупнейшей судоходной державы в ЕС.
Промышленность Греции (доля в ВНП – 27%) крупным местным и иностранным (в основном ФРГ, США, Франция и Швейцария) капиталом (около 200 компаний получают более 50% прибылей). Вместе с тем в стране велико число малых предприятий. Основные отрасли промышленности – пищевая, лёгкая, текстильная, химическая, горнодобывающая, металлургическая. Развиваются электротехника и электроэнергетика, некоторые виды машиностроения, производство стройматериалов. Производительность труда в промышленности ниже, чем в других странах ЕС. В Греции добывается бурый уголь. Производство электроэнергии на душу населения – 2000–5000 кВт/ч. На севере Греции работает тепловая электростанция более 1 млн. кВт. На севере страны добываются хромовые руды. Выплавка стали на душу населения – 100-500 кг. Афины – крупный центр чёрной металлургии. Добываются никелевые и алюминиевые руды. Греция – страна со средним развитием машиностроения. В Афинах сосредоточены машиностроение и металлообработка. Греция – страна со средним уровнем развития химической промышленности. В Афинах – производство солей, щелочей, кислот, кальцинированной и каустической соды. В Салониках – производство продуктов органической химии и каучука (нефтехимия). На востоке Греции выращивается хлопчатник. Афины и Салоники – центры хлопчатобумажной промышленности. Производство хлопчатобумажных, шёлковых и шерстяных тканей на душу населения – более 30м2. Доля сельского хозяйства в ВНП – 17%. Обрабатываемые земли – 3,96 млн. га (30% всей территории страны), распределены в основном между небольшими хозяйствами (с наделами до 3,5 га). Основная отрасль сельского хозяйства – земледелие. Пахотные земли составляют около 2,3 млн. га, из них 0,8 млн. га – орошаемые; 1,2 млн. га приходится на виноградники, оливковые плантации и сады. Хотя урожайность основных сельскохозяйственных культур в 2 раза ниже, чем в среднем в ЕС, потребности страны в зерне, растительных жирах, овощах и фруктах обеспечиваются полностью. Животноводство развито не полностью – потребности в мясе удовлетворены на 75%, в сливочном масле – на 70%. В основном на территории Греции занято мясошерстное пастбищное животноводство. На территории островов вдоль восточного и западного побережья Греции развито садоводство, виноградарство, выращивание субтропических культур, овощеводство, производство технических культур и зернового хозяйства. Районы наиболее интенсивного производства располагаются вдоль восточного и западного побережья Греции. Железнодорожный транспорт принадлежит государству. Развит слабо. Протяжённость железных дорог – 2577 км, из них 1012 км – узкоколейные. 60% внутренних перевозок приходится на автотранспорт. Протяжённость шоссейных дорог – около 42.000 км – с твёрдым покрытием. Из 40 греческих аэропортов 22 - международные. Значительную роль в экономике страны играет торговый флот, занимающий одно из первых мест в мире (1991 год – 2579 судна, 35% общего тоннажа судов ЕС). Под греческим флагом зарегистрировано около 984 судов. Главные порты – Пирей, Салоники, Патры, Волос. Густота сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием достигает в Греции от 35 до 100 км на 100км2 территории. Морские порты в Салониках и Афинах. Через них проходят железные дороги. Грузооборот в этих портах менее 20 млн. тонн.
Реферат опубликован: 3/12/2007