Страница: 2/5
Что касается «французских мусульман», то они подразделяются на три категории: «арки» (искаженное арабское «хараки»), «беры» и собственно французы-европейцы, по тем или иным причинам принявшие исламскую веру.
Название «арки» исторически закрепилось за теми алжирцами, которые в годы войны за независимость (1954-1962) служили в частях французской «вспомогательной полиции» («харака»), в учреждениях колониальной администрации. В 1962-1963 гг. вместе с 900 тысячами «черноногих» - европейских колонистов, осевших во французском Алжире, в метрополию переселились около 20 тысяч «арки» со своими семьями. Им было предоставлено французское гражданство. В настоящее время «арки» и их потомков, по официальным данным, насчитывается около 450 тысяч человек.
Слово «бер» - современного происхождения. На молодежном жаргоне, распространенном в парижских предместьях, оно означат «араб» и изначально было презрительной кличкой «французов в первом поколении» - детей арабских иммигрантов, преимущественно из стран Магриба. Со временем это слово утратило былое значение и фактически превратилось в самоназвание для значительной части французских мусульман. Быстрому росту численности «беров» способствовал принятый во Франции в 1974 году, в условиях экономического кризиса, закон об ограничении трудовой иммиграции, и результате магрибинцы, в прошлом регулярно приезжавшие на заработки в бывшую метрополию и опять возвращавшиеся в свои страны, поменяли «тактику». Они старались остаться во Франции всеми правдами и неправдами и воссоединиться со своими семьями - это не воспрещалось согласно принятому закону. В соответствии с французским законодательством, их дети уже «автоматически» получали право на французское гражданство, что давало им неоспоримые социальные и экономические преимущества.
Что касается обращения французов в мусульманскую веру, то это явление получило распространение лишь после бурных событий весны 1968 года, т.н. «парижской весны», на фоне кризиса ценностей, охватившего тогда все французское общество. Точная численность этой категории французских мусульман, в массе своей глубоко верующих и соблюдающих обряды исламской религии, неизвестна. По разным источникам, она колеблется от 30 тысяч до 300 тысяч.
На территории Франции мусульманское население проживает неравномерно. В целом география его расселения совпадает с географией магрибинской трудовой иммиграции. В Париже имеются отдельные кварталы, где численность мусульман относительно велика (Барбес и Бельвиль). То же можно сказать о промышленных предместьях французской столицы. Однако лидирующие позиции в этом отношении занимают такие департаменты, как Марсель, Лион и Лилль.
По числу последователей ислам является во Франции второй религией после христианства. Тем не менее как религиозный, социально-культурный и политический феномен ислам заявил здесь о себе сравнительно недавно. Так, до середины 70-х годов во Франции действовало не больше десятка мечетей, а в результате массового «оседания» во Франции рабочих иммигрантов из стран Магриба, их количество выросло в 700 (!) раз.
На некоторых кладбищах были отгорожены специальные «мусульманские» участки; в городских кварталах, как грибы после дождя, стали открываться лавки по продаже «халяльного» (от арабского «ха-ляль», обозначающего все «разрешенное» согласно нормам шариата) мяса, колбас и т.д., а также исламские книжные и сувенирные лавочки.
Все эти видимые признаки «рождения» ислама во Франции, христианской, преимущественно католической стране, где до сих пор всеми правами «признанного» конфессионального меньшинства пользовалась лишь иудейская община, естественно, не могли не вызвать широкого общественного резонанса.
Если в 70-е годы во Франции давал о себе знать антиарабский расизм, ставший неотъемлемой частью «идеологии» и практики ультраправых националистических движений, то уже в начале 80-х годов многие заговорили об «исламской угрозе». Иранская революция и общий подъем исламистских движений в мусульманском мире, с характерной для них антизападной направленностью, благоприятствовали распространению в стране если не откровенно враждебного, то, во всяком случае, подозрительного отношения к исламу как к реальному или потенциальному носителю интегризма, несовместимому со светскими традициями Франции.
В начале 90-х годов успех Исламского Фронта Спасения (ИФС) в Алжире, вскоре приведший к ожесточенному столкновению между Алжиром режимом и вооруженными группами исламистов, придал в глазах французской общественности особую остроту проблеме «исламского интегризма», прежде всего, в связи с наличием среди мусульман, живущих во Франции, групп, симпатизирующих ИФС или связанных с ним.
Вообще факт тяготения мусульман Франции к странам своего происхождения, а, следовательно, возможность для различных государств исламского мира использовать общины своих соотечественников (в том числе и по «религиозным каналам»: финансирование мечетей, религиозных организаций и ассоциаций, издание брошюр и книг и т.д.) в собственных политических целях воспринимается властями как серьезная проблема.
Реферат опубликован: 4/08/2007