Страница: 2/7
Экономика. Определяющая тенденция экономического развития столицы - снижение удельного веса производственных функций в хозяйстве Токио и повышение роли управленческих, торгово-распределительных, научно-информационных. В Токио концентрируется деятельность крупнейших финансово-промышленных монополистических групп (Мицубиси, Сумитомо, Мицуи и др.) и отдельных частных монополий, государственных и полугосударственных монополистических организаций, главных банков страны (Японский банк, Банк развития, Экспортно-импортный банк, Центр, банк Японии и др.), представительств иностранных монополий. Большая часть управленческих учреждений размещается в районах Маруноути, Отемати, Нихонбаси.
Вместе с тем Токио (столичная префектура) остаётся одним из крупнейших в Японии индустриальных районов, на который приходится (1973) свыше 14% всего числа промышленных предприятий, 12% всех занятых. О структуре промышленности Большого Токио см. табл. 2. В столичной префектуре сосредоточена значительная часть машиностроения Японии. Машиностроение и металлообработка специализируются в основном на изготовлении сложных и точных машин, приборов, электротехнического и электронного оборудования и аппаратуры, оптико-механических изделий, авто- и авиастроении, судостроении, производстве железнодорожного оборудования и подвижного состава, станкостроении, дорожном машиностроении и др. видах машиностроения. Развита металлургия. В химической промышленности преобладают отрасли тонкой химической технологии: производство медикаментов, косметических изделий, фотохимикалиев, лаков и красок, в частности типографских; нефтепереработка и нефтехимия (химия волокна, пластмассы и др.).
В Токио самая крупная в стране полиграфическая промышленность. Значительна промышленность стройматериалов. Разнообразная пищевая промышленность (пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и многие др. отрасли), перерабатывающая главным образом привозное сырьё. Многочисленные отрасли лёгкой промышленности, снабжающей преимущественно население Токио (текстильная, швейная, кожная, керамическая, мебельная, производство ювелирных изделий, сувениров и др.). Большинство промышленных предприятий-мелкие и средние с числом занятых до 300 чел. (на них приходится свыше EQ \f (1;2) стоимости промышленной продукции). Промышленные предприятия размещаются большей частью по берегам р. Аракава - в районах Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На территории собственно Токио новое промышленное строительство почти не ведётся, главным образом ввиду высоких цен на землю, необходимости комплекса мероприятий по борьбе с загрязнением окружающей среды и др.; ежегодно закрывается или переводится в др. районы столичной префектуры или в соседние префектуры в среднем до 3% от общего числа промышленных предприятий. Промышленность Токио опирается на мощную энергетическую базу (ежегодно здесь потребляется около 25 млрд. квт×ч, 1970).
Токио - крупный торгово-распределительный центр. По размерам внешнеторгового оборота он уступает Йокохаме, Кобе, Нагое. Здесь находятся товарная и фондовая биржи, представительства более 3 тыс. различных торговых фирм; общее число национальных торговых компаний, магазинов оптовой и розничной торговли превышает 250 тыс. В них занято 1,6 млн. чел. Велик удельный вес предприятий оптовой торговли (34,8% оптовых продаж Японии в 1972). Растет число крупных универмагов и магазинов самообслуживания. Коммерческие районы - Тиёда, Тюо, Минато. Развита сеть др. учреждений обслуживания (около 75 тыс. ресторанов и столовых, около 10 тыс. баров и кабаре, 3 тыс. бань, около 3,8 тыс. гостиниц, в том числе несколько десятков европейского типа, в 1970). Токио - главный центр туризма в Японии (ежегодно около 800 тыс. иностранных туристов).
Токио - крупнейший транспортный узел страны. Узел морских и воздушных сообщений международного значения. Морской порт оборудован 10 причалами (общая длина 13 км); грузооборот Токийского порта 55,6 млн. т в 1974 (на 7-м месте в Японии). Токио связан скоростными авто- и железнодорожными магистралями со многими городами Японии; в 1975 вступила в строй скоростная железнодорожная магистраль Токио - Фукуока. Аэропорт Ханеда связан с центром города монорельсовой железной дорогой (обслуживает более 2,5 млн. пассажиров в год); новый аэропорт построен в Нарите. Имеется окружная наземная городская железная дорога, по которой перевозится основной поток пассажиров из пригородов, метрополитен, обслуживающий преимущественно центральные кварталы, автобусное сообщение: через город проходят автострады. Ежедневно всеми видами городского транспорта перевозится 20 млн. чел., из них около 75% - по городской железной дороге, 20% - метрополитеном. В автопарке около 800 тыс. грузовых автомобилей, 40 тыс. такси. Токио переживает острый транспортный кризис; в собственно Токио пользование наземными видами транспорта осложняется не только из-за увеличения количества машин, но и из-за тесноты городской застройки (Токио выделяется среди крупнейших городов мира наименьшей долей площади улиц в общей площади города). Автостоянки, пешеходные пути, складские помещения, магазины переносятся под землю. Воздух насыщен газами и гарью, вода в реках загрязнена. Ежедневно собирается 18 тыс. т бытовых отходов, из них около EQ \f (1;3) сжигается, остальное засыпают в мелководную часть Токийского залива с целью осушения его (за 1960-70 освоено свыше 1.55 тыс. га).
Реферат опубликован: 13/06/2008