Страница: 2/5
Шрила Джива Госвами в "Парамартха-сандарбхе" (3) объясняет, что аваранатмика-шакти своей тьмой поглощает изначальное знание души, а викшепатмика-шакти своим ложным (отраженным) светом внушает ей ложное знание. Слово викшепа, или пракшепа буквально означает "проецировать".
Подобно тому как человек проецирует свое представление о змее на веревку и думает, что веревка - это змея, викшепатмика-майя проецирует сознание дживы на тело и заставляет ее считать себя телом. Итак, снова аваранатмика-майя проявляет аспект вещественной причины, покрывая сознание живого существа материей, а викшепатмика-майя служит действенной причиной нашей обусловленности, СОЗДАВАЯ обусловленное сознание и тем самым скрывая от нас глубинную причину бытия - Бога. Майя одновременно привораживает нас к себе и опьяняет.
Иначе говоря, за триста лет до появления на свет знаменитой статьи Сеченова Шрила Джива Госвами не только предсказал ее появление, но и объяснил причину: майя кажется самодостаточной. Два ее аспекта, лежащие на поверхности, заставляют живое существо уверовать в то, что для функционирования материальной природы не нужна ни душа, ни Бог. Изумительный механизм материальной природы не просто создан Богом, но еще и создан Им таким образом, чтобы казалось, будто он возник сам, без Его вмешательства. За тысячи лет до появления знаменитой статьи о том же предостерегал в беседе с Видурой Майтрея Риши: "Господь созерцает, а внешняя энергия, созерцаемая Им, действует одновременно как причина, и как следствие космического мироздания. О счастливый Видура, эту энергию называют майей, иллюзией, и именно благодаря ей возникает материальный мир". (4) Чтобы окончательно ввести в заблуждение тех, кто хочет быть введенным в заблуждение, майя действует одновременно как ПРИЧИНА, и как СЛЕДСТВИЕ, скрывая от нас глубинную причину бытия, Бога.
Шрила Прабхупада объясняет это в комментарии к шестьдесят шестому стиху пятой главы Ади-лилы "Чайтанья-чаритамриты". Первый аспект майи привораживает нас к материальному миру: "Когда живое существо, которое тоже является духовной энергией Господа, покрывается облаком материальной энергии, оно забывает о том, как действует духовная энергия и начинает считать все происходящее в материальной природе удивительным и чудесным". Именно поэтому бесчисленные естествоиспытатели и живодеры так пристально всматриваются в удивительную материальную природу, не в силах оторвать от нее своего хищного взгляда. Другой аспект материальной энергии, опьяняя нас, извращает наше знание и помогает нам формулировать ложные концепции и теории: "Материальная энергия, которая представляет собой искаженное проявление духовной энергии, все представляет в ложном свете, приводя к возникновению ложных теорий и противоречивых взглядов. Ученые- материалисты и философы, очарованные материальной энергией, считают, что материальная энергия способна действовать сама, независимо от Бога, поэтому рано или поздно их постигает разочарование, как оно постигает того, кто пытается надоить молока из сосцеобразных выростов на шее козла. Постичь изначальную причину творения с помощью теорий, порожденных самой материальной энергией, так же невозможно, как надоить молоко из козла".
Диагностика кармы
За печенью и селезенкой трудно разглядеть душу, но еще труднее увидеть ее за нагромождением тонких материальных энергий майи. Природа двух аспектов майи, действенной и вещественной причин (нимитта-майи и упадахана майи) описана в "Шримад-Бхагаватам".(5) Там говорится, что нимитта-майя, активная причина бытия состоит из пяти компонентов: времени, судьбы (дайвы), кармы, дживы и ее наклонностей (сва-бхавы, или условных рефлексов). А вещественная причина творения (упадахана-майя) состоит из тонких материальных элементов, тела, жизненной силы (праны), ложного эго и одиннадцати органов чувств. Главной движущей силой этого хитрого механизма является карма, деятельность, совершаемая ложным эго. Эта деятельность приводит к тому, что обусловленная душа рождается снова и снова в этом мире в разных формах и видах жизни, идеально приспособленных для того, чтобы исполнять ее неистощимые желания. Тело, которое получает душа, подобно семени. Прорастая, оно накапливает новую карму, как дерево порождающее новые семена.
Реферат опубликован: 27/06/2009