Страница: 1/4
Апокалипсис - самое великое поэтическое
произведение, созданное на земле. Это
феномен, который по существу выражает
все законы, поставленные перед
человеком свыше.
А.Тарковский.
В начале нашего летоисчесления в иудейской литературе появился новый жанр - апокалипсис. Апокалипсические произведения были призваны поднять завесу над будущим и рассказать о нем в откровениях пророков. Они излагают грядущие события в фантастическом, устрашающем виде. Откровения вкладываются в уста героев древних времен, словно они смогли предвидеть все ужасы настоящего, чтобы освободить от них людей. Но если им было дано “видение” настоящего, то они могли “видеть” и будущее.
Апокалипсисы встречаются в канонической и неканонической литературе ветхозаветного периода. По этому образцу были созданы апокалипсисы ранних христиан/например. Откровение Петра, Откровение Павла и др.
Апокалипсис Петра был создан, вероятно, во 2 в.н.э. В нем нашли свое отражение те перемены, которые происходили в христианстве на рубеже первых веков нашей эры.
Апокалипсис Петра представляет собой описание фантастических видений, в которых автор рассказывает как Христос и его ученики идут в гору и им открывается картины рая и ада. В раю, “вне мира сего” живут праведники, одетые в “прекрасные, необыкновенной белизны” одежды. Сам мир рая мыслится как нечто конкретное, даже земное, только более прекрасное. Он наполнен красками, ароматами, земными богатствами.
Рай Апокалипсиса Петра был создан воображением тех верующих, которые уже не ждали конца света, а может даже боялись его. Разгромы иудейских восстаний воочию показали, сколько ужасов может принести война, и кто знает, сколько еще будет жертв и войн, прежде, чем произойдет последняя война между “сынами света” и “сынами тьмы”, прежде чем установится царство Божие на земле. Однако, спасение на небесах они представляли себе в земных образах, так как многие христиане, люди простые, далекие от учений об абсолюте, о мистическом соединении души с божеством, не могли отказаться от земных представлений о счастье и красоте. Вероятно, именно этот чересчур земной, чересчур материальный облик христианского рая смутил тех христианских богословов, которые в конце 2 в. не рекомендовали читать Апокалипсис Петра в собраниях верующих, а затем вообще исключили его из списка “священных” книг.
В канон Нового Завета вошло Откровение Иоанна Богослова. Оно может рассматриваться как связующее звено между Ветхим и Новым Заветами. Эта книга тесно связана с книгами пророков Ветхого Завета, особенно с откровениями Иезекииля и Даниила, а так же с апокалипсисами поздней иудейской литературы.
“Существует две исторические версии появления откровения. Обычно предполагается / и это обосновывается утверждениями богословов раннего христианства/, что в книге рассказывается о гонении на христиан во времена правления императора Домициана и что она была написана в конце 1 в. Однако существует и такое толкование: отдельные видения связаны с падением императора Нерона, со временем тяжелого поражения в Иудейской Войне. А если это так, то фрагменты откровения можно отнести к самым ранним произведениям христианской литературы”. - пишет Г.Гече в “Библейских историях” (1,347).
Письма к семи малоазийским церквам /гл.2 и 3/ говорят за то, что автор хорошо знает их и интересуется их судьбой. Представляется вероятным, что он жил в этой среде. Опорной хронологической датой служит показание Иринея, что “откровение было незадолго до нашего времени, почти в наш век, под конец правления Домициана /6,30,3/, то есть ок.95 г.н.э.
Картина положения христиан, развертываемая Апокалипсисом, говорит так же в пользу этой даты. Есть, однако, много других данных в книге, которые поддаются объяснению только при том условии, если относить их к событиям и лицам не Домицианова правления. Глава II/1-2/ предлагает существование храма, разрушенного ок.70 г.
Вопросами хронологии происхождения Откровения Иоанна Богослова занимался Ф.Энгельс. В своей работе “ К истории первоначального христианства ” на основе тщательного анализа текста датировал Апокалипсис 68 - 69 гг. (2)
Современные ученые / И.А.Крывелев, И.С.Свенцицкая и др. / так же склоняются к этой дате, основываясь на расшифровке основных символов Откровения. (3)
Автору Апокалипсиса в одном из видений явился семиголовый зверь. Семь голов тут же расшифровываются как “ семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из чесла семи “. ( 17:8-11/. “ Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями “ /18/ ).
Реферат опубликован: 16/04/2009