Страница: 2/4
Откровенная истина является частью абсолютной истины. Объем этой частности определяется целями (. (спасением). В (. Бог раскрывает себя — источние аб. истины — в той мере, в какой это необходимо для приближения к Нему человека. ( (. относится к абс. истине как часть к целому, вероятно в количественном соотношении. (О последнем трудно судить|?|).
Можно сказать, тем не менее, что (. качественно также не совпадает с абсолютной истиной, т.к. выражается человечески опосредовано. [Позже мы рассмотрим варианты этого аспекта]. В любом случае форма (. определяется собирательными свойствами человека, которому и адресовано.
Отсюда, кач. и колич. отношение объема и формы (. к абс. истине определяется как возможностями адресата, так и целями подателя (субъ. и объ. факторы). По отношению к Богу — источнику — (. является относит. истиной, а по отн. к человеку — приемнику — количественно и качественно частью абс. истины.
Этим же определяется абсолютный характер (. для человека. (. — доступный человеку объект познания, имеющий божественное происхождение. (. приобщает нас к Богу и, будучи продуктом божественной деятеьности являнется истиным!
Полное познание (. недоступно человеку. Существует представление, что христианское богословие в целом имеет своей задачей познание (. в его кач. и колич. полноте, но и то в перспективе исторического процесса. Возможно.
Перечислим известные нам виды откровения:
— раскрытие Бога в природе как Творца и Содержителя;
— человеческая способности нравственной оценки;
— субъективное и социальное преживание общения с Богом;
— непосредственные богоявления;
— промыслительные события в жизни человека и человечества;
— предание Церкви;
— Слово Бога в виде Священного Писания, как фиксированного предания;
— Богочеловечество Иисуса Христа — высшее (. Бога — утверждение всех прочих видов (.
(Конечно, этот пречень условен, как и всякое обобщение эмпирических данных. Его пункты требуют, зачастую, немалого материала в свое обоснование из области апологетики и ей подобных философски-богословских построений. Все это имеет некоторый интерес. Иногда делают различение общего и частного (., понимая под вторым Библию, но такое деление, зачастую подразумевает весьма неполный взгляд на характер и спектр (., которые мы рассматриваем).
Что же касается познания одного из основных видов (., Священного Писания, в его качественной полноте недоступно для отдельного человека, что доказываеется рядом известных явлений: один и тот же человек при различных обстоятельствах воспринимает один и тот же текст совершенно по разному, открывая в нем все большую глубину содержания; разные люди различно воспринимают одни и те же тексты, чем объясняется, в частности, множество взаимодополняющих, а нередко и взаимопротиворечащих толкований. Кроме того, под познанием (. надо понимать не только рациональное его восприятие, но и эмоциональное, а также претворение его в жизнь, творческое его усвоение и осуществление в активной деятельности.
Итак, под человеком, (познавшим( Слово Бога, т.е. наиболее важный и непосредственно доступный каждому вид (., мы можем понимать только того, кто усвоил его настолько органически, что вся жизнь такового стала осуществлением переданого в (. — в виде Библии, Слова Бога — идеала. Таким был, как известно, Христос — нравственный Абсолют человечества (в частной, но подавляюще общепринятой интерпретации). Для всех людей доступна определенная степень усвоения и исполнения Слова Бога, большая/меньшая степень приближения к полноте познания (. — Слова Бога.
Познание других видов (., напр. физ. мира в его полноте, также доступно не отд. личности, но чел-ву в целов. Это известно из закономерностей возможностей научного проникновения в законы материального мира.
Мы говорили, что объем откровения определяется его целью. Нельзя сказать, что в том, что мы воспринимаем и осознаем как (. Бога, нет ничего кроме (. Например, человек может воспринимать природу как творение говорящее о всемогуществе и благости Творца(Пс.18:1), но возможно воспринимать ее и как источник эстетических и познавательных переживаний, как нечто содержательное само по себе, вне зависимости от ее (объективно-субъективной) откровенной функции.
Реферат опубликован: 21/12/2006