Страница: 3/6
b) Основные положения вероучения католицизма.
Католицизм разделяет с православием основные положения вероучения и культа. В основе вероучения католицизма лежит общехристианский символ веры, "Кредо", включающий в себя 12 догматов и семь таинств (как и в православии). Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.
Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Католики считают чистилище местом, где судьба умершего грешника может быть изменена. Они горят там в очищающем огне.
Римско-католическая церковь отдает приоритет преданию, т.е. наряду с Библией, трудами отцов Церкви и решениями первых Вселенских соборов она поднимает до уровня непререкаемого авторитета для верующих официальные документы, подготовленные папой и высшими органами центрального церковного управления. Римско-католическая церковь не рекомендовала (до II Ватиканского собора) верующим самостоятельное изучение Библии, настаивая на чтении в присутствии священнослужителя, который дает официальное толкование. Только в иерархии латинского христианства есть кардиналы. Важные нововведения были внесены католиками в таинства. Крещение совершается только путем обливания. Таинство конфирмации (с лат. – миропомазание) проводится в возрасте 7 – 13 лет. Евхаристия совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка), миряне причащаются только хлебом, младенцев не причащают вообще. Исповедь (покаяние) превращается в своеобразное расследование священником перступлений грешника. Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо.
Священникам римско-католической церкви предписано строгое безбрачие (целибат), и этим фактически стерто различие между белым и черным духовенством. Кроме того, в церковную иерархию была введена должность кардинала, ближайшего советника папы. Кардиналы в католической иерархии считаются выше епископов, хотя формально могут иметь различные священные чины (епископов, пресвитеров, диаконов).
4. Вселенские соборы.
Особенностью православия является его учение о соборности Церкви. В православном понимании соборность означает некое органическое единство Церкви, при котором любая поместная церковь (или отдельно верующий), внося что-то принципиально новое для христианского учения, тем самым исключает себя из церковного единства, становится на путь раскола. Так, Римско-католическая церковь провозгласила свои догматы вопреки протесту Восточных церквей; так же поступил впоследствии и протестантизм, отклонившись в свою очередь от Рима.
Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов.
1) Первый Вселенский собор – Никейский (325г.) – принял в первой редакции символ веры (краткий свод догматов, составляющих основу вероучения), осудил арианство как "безбожную ересь", определил время празднования Пасхи, выработал 20 канонов, в том числе о преимуществах Александрийского, Римского, Антиохийского и Иерусалимского митрополитов.
2) Константинопольский (381г.) – был собран для уточнения Никейского символа веры и борьбы с ересями ариан, выработал формулу троичности Бога.
3) Эфесский (431г.) – осудил несторианство и признал Деву Марию Богородицей.
4) Халкидонский (451г.) – осудил монофизитство, признал первенствующую роль Константинопольского патриарха, утвердил формулу об Иисусе Христе как о истинном Боге и истинном человеке (Богочеловеке).
5) II Константинопольский (553г.) – осудил трех богословов (Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдесского), не считавших Христа Богочеловеком, а Марию – Богоматерью.
6) III Константинопольский (680-681гг.) – осудил как ересь монофизитство.
7) II Никейский (787г.) – осудил иконоборчество (движение, направленное против культа икон) и утвердил определение о почитании икон и креста.
В 869-870 гг. состоялся IV Константинопольский собор, выявивший острые противоречия между западной и восточной христианскими церквами. Православие и католицизм, оформившиеся в XI веке, оценивают IV Константинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII Вселенским собором, а православие не считает таковым. После разделения церквей общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь называет Вселенскими созываемые ею соборы.
Реферат опубликован: 10/03/2009