Страница: 6/11
2. Выдвижение на первый план в древнехристианском аскетизме идеала девства. Сама Богоматерь являла собой совершеннейший образ девства. П.С. Казанский [9] указывает, что размышляя о девстве Пресвятой Марии Богоотроковицы, Отцы Церкви любили повторять слова Псалмопевца: «Приведутся Царю девы в след Ея, исренние ея приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев» (Пс. 44, 15–16). Тертуллиан восклицает: «Сколько людей посвятило себя целомудрию сразу после крещения! Сколько супругов с обоюдного согласия отказались от плотского общения, став добровольными скопцами ради Царствия Божьего!» [14, с. 63]. Массовость «увлечения» идеалом девства даже побудила апостола Павла научать коринфян, что девство не есть непременная обязанность христианина, но произвольный подвиг (1 Кор. 7).
3. Усвоение церковной мыслью отдельных элементов античного аскетизма, в первую очередь – так называемого «философского аскетизма». В христианстве возникает форма «созерцательно – мистического аскетизма» (яркий представитель – Климент Александрийский).
П.С. Казанский [9], как бы обобщая сформулированные А.И. Сидоровым [14] факторы, приводит слова Св. Киприана: «Тесен и узок путь, ведущий к славе. Убегайте широких и просторных путей: утехи там гибельны, удовольствия смертоносны. Первый сторичный плод – есть плод мученников, второй – шестидесятый – ваш (девственников) » (Мф. 13, 6).
В качестве приоритетных факторов, повлиявших на возникновение монашества, ряд авторов [10, 11, 16], указывают следующие:
§ гонения Декия (III век) как внешний повод к началу анахаретского образа жизни;
§ проникновение в Церковь многочисленных заблуждений (пример: донатисты) и, прежде всего, отравы арианства;
§ выражение протеста против начавшегося в Церкви сближения с миром и, как следствия, снижения высокого уровня духовности первых христиан.
Однако бытует превратное истолкование зарождения монашества, как некой элиты среди церковного братства. «Возникновение монашества было связано с угашением Духа Святого в Церкви», – указывает епископ Афанасий (Калинкин) [1]. Монашество возникло в противовес обмирщению Церкви, «являя собой силу духа, исповедание огненной живой веры, жизнь по евангельским заповедям, жизнь в любви» [1].
Кроме того, необходимо помнить, что цель иночества, как нравственной силы, спасение не только самих себя но и именно спасение всего мира. «Свет монахам – Ангелы, а свет для всех мирских – монахи и монашеское житие», говорит преподобный Иоанн Лествичник [6, с. 604]. Именно в этих емких словах преподобного, по мнению И. М. Концевича [10], и заключается мысль о единстве и иерархичности мира видимого и невидимого.
Итак, двумя доминирующими факторами, повлиявшими на возникновение монашества явились:
§ проникновение в Церковь многочисленных заблуждений и, прежде всего, отравы арианства;
§ выражение протеста против начавшегося в Церкви сближения с миром и, как следствия, снижения высокого уровня духовности первых христиан.
4. вОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАШЕСТВА
4.2. ПРЕДВЕСТНИКИ МОНАШЕСКОГО ЖИТИЯ
Первообразом иноческой жизни мы считаем последнего Ветхозаветного Пророка и Предтечу пришествия Христова – Иоанна Крестителя. Фактически с первых времен Христианства и до конца третьего века появляется непрерывный ряд девственников и девственниц, подвижников и подвижниц [3, 5, 9, 14]. Этих людей, добровольно отказавшихся от жизненных удовольствий, называли греческим словом «аскеты». Однако систематическое языческое преследование не давало возможности образоваться житию девственному в благоустроенные общества. Кроме того, Римское правительство активно преследовало по закону безбрачную жизнь. Так, Е.И. Смирнов [16] указывает на то, что в I и II веках подвижничество в явном виде было явлением одиночным, подвижники жили в обществе других людей, не составляя из себя особого общества с определенными правилами жизни, и не считали своих обетов неизменными. «Инок еще не знал Великой пустыни», – указывает на слова св. Афанасия Великого И. М. Концевич [10].
Реферат опубликован: 3/06/2009