Страница: 6/10
Святость Церкви - одно из главных основополагающих церковных свойств. Именно святость есть “соль земли” (Мф. 5: 13) и “свет мира” (Мф. 5: 14) и освящение вселенной - главное назначение кафолической Церкви. Незамутнненный источник, всегда очищающий и животворящий церковное тело, есть
Ä Сам “Иисус Христос краеугольный камень, на Котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе” (Еф. 2: 20-21) и
Ä Дух Святой с “Его благодатными дарами, сообщаемыми в таинствах и в других священнодействиях церковных”[26].
“Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело ., и все напоены одним Духом”, - говорит апостол (1Кор. 12: 13). Святость Церкви обусловлена не только её корнями, но и плодами: “всякое дерево доброе приносит и плоды добрые” (Мф. 7: 17). В Церкви во все времена были “святые и непорочные” (Кол. 1: 22), апостолы называют всех верных “святыми”, показывая, что святость не недосягаемая вершина, а норма христианской жизни: “плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная” (Рим. 6: 22). Об этом же мы слышим и во время литургического действа перед раздоянием Св. Даров: “Святая Святым”!
Большинство членов Церкви - люди несовершенные и не лишенные греха, “в этом смысле о христианах говорится, что они находятся in patria et in via - в отечестве и в пути, т.е. и внутри Церкви и на пути к ней”[27] и “она судит их, призывает к покаянию и ведет на путь спасительных заповедей; а потому . они остаются и признаются членами Кафолической Церкви” (Посл. Патр. Вост.-Кафол. Церкви о правосл. вере (1723 г.), чл. 11)[28]. Это не нарушает её чистоты, т.к. по учению Спасителя Он пришел не к “здоровым” и “праведникам”, но к “больным” и “грешным” (Мф. 9: 13-14), “ибо сила Моя совершается в немощи” (2Кор. 12: 9). Спаситель Сам говорит о том, что неизбежно в Его Церкви будут рабы добрые и худые (Мф. 18: 23), девы мудрые и юродивые (Мф. 25: 1), и в поле вместе с пшеницею растут плевелы, а невод вытаскивает и добрую рыбу и негодную. Нераскаянные грешники отсекаются от Церкви “или видимым действием церковной власти или невидимым действием суда Божия”[29].
Кафолическая Церковь непогрешима и в своем учении, т.к. Дух учит Церковь, “ибо Он есть тот истинный Утешитель, Которого Христос посылает от Отца для того, чтобы учить истине и прогонять мрак от ума верных” (Посл. Патр. Вост.-Кафол. Церкви о правосл. вере (1723 г.), чл. 12)[30].
Церковь - хранилище неповрежденного знания, “столп и утверждение истины” (1Тим. 3: 15), по словам ап. Павла, “Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё ., чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна” (Еф. 5: 27).
3. Понятие о таинствах, действительность и действенность таинств. Таинство миропомазания: установление, видимая сторона, невидимая сторона.
Таинством в православном богословии называется “священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установленно Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божию благодать”[31].
Греческое слово “mysterion” (таинство, тайна) происходит от глагола myo, означающего “покрывать, скрывать”. Свв. отцы использовали его для обозначения всей христианской жизни, таинственного действия Духа Божия на душу человека или же событий из жизни Господа. В разное время говорится о разном числе таинств-священнодействий, например Дионисий Ареопагит к таинствам причисляет и пострижение в монашество, и погребение[32].
В настоящее время в Православной Церкви принято именовать таинствами Крещение, Миропомазание, Евхаристию, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Учение о семи таинствах пришло из западной схоластики (“более сего числа Таинств в Церкви не имеем. Число Таинств сверх семи выдумано неразумными еретиками” (Посл. Патр. Вост.-Кафол. Церкви о правосл. вере (1723 г.), чл. 15)[33]). “Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитать их”[34]. То же можно сказать и о числе Вселенских соборов - Византийская традиция насчитывала 9 Вселенских соборов, последний - в 1351г. в Константинополе был посвящен фаворскому свету. Главная отличительная черта таинств - богоустановленность и неизменность сути во все времена существования Церкви.
Таинства действительно сообщают верующему благодать Божию, это не только знаки Божественных обетований, или обозначение лояльности Церкви, не только аллегория или внешний обряд. Т.к. человек обладает душевно-телесной природой, то и таинства состоят из видимой стороны - собственно совокупности слов, действий, употребляемого вещества - и невидимой - действия благодати, духовно преобразующей и возрождающей человека. Для совершения таинства необходимы призвание Св. Духа, законно рукоположенный священнослужитель и соответствующие таинству предметы.
Реферат опубликован: 23/07/2007