Страница: 2/3
Не долго думая, можно эмоционально принять мнение одной из сторон данного конфликта, но поспешность не способствует правильности, к тому же есть несколько обстоятельств на которые хотелось бы обратить внимание читателей, прежде чем ими будет сделан какой либо вывод.
Дело в том, что результаты деятельности, как науки, так и религии, свидетельствуют об их компетентности, точнее говоря – эффективности. В результатах эффективной деятельности науки никто не сомневается, они видны невооруженным взглядом. Что до религии то здесь необходим экскурс в историю с небольшим сравнительным анализом того, что было до, с тем - что получилось после. Ярким примером этого могут служить результаты распространения Христианства в Европе, которое активно способствовало изменению общественной морали, распространению письменности, открытию школ, созданию библиотек, книгопечатанью. Известно, что первая типография на Украине была организованна силами и на территории Киево-Печерской Лавры. Стоит вспомнить также об исследованиях известного немецкого социолога Макса Вебера, который сравнивая культурный и технологический уровень различных народов установил его существенную зависимость от распространенной на данной территории религии. Более того, на примере Христианства удалось проследить довольно четкую взаимосвязь уровня ВВП на душу населения, с преобладающей в рассматриваемом регионе ветвью Христианства (Протестанты 26-35тыс.долл., Католики ~22тыс.долл., Православные ~10тыс.долл.). Заканчивая об эффективности религии хотелось бы привести данные уровня образованности на территории в прошлом христианской, а теперь на 90% исламской Иордании, где грамотность среди христианского населения в 15 раз выше относительно мусульманского. И это в среде одного народа.
Очевидно, что не возможно бы было добиться столь существенных результатов, имея в первоосновах полностью ошибочные предпосылки. А утверждение о наличии души, другими словами нематериального разума, как раз и относится к первоосновам большинства мировых религий.
В сложившейся ситуации обоюдной компетенции с большой долей вероятности можно предположить, что истина в вопросе о душе находиться не на одном из полюсов данного конфликта, а скорее где-то ближе к середине. Помимо вышеизложенного для такого предположения есть множество оснований, не доказывающих что либо абсолютно, но в своей совокупности подталкивающих к более внимательному анализу данного вопроса. Вот лишь некоторые из них:
· Не одно десятилетие наука изучает человеческий мозг. В последнюю четверть 20-го века, сотни хорошо оснащенных лабораторий сконцентрировали свои усилия на этом направлении. Довольно хорошо изучена структура отдельных нейронов, имеются данные об организации внутренних и внешних связей между некоторыми структурными образованьями мозга. Накоплена большая научная база касающаяся электрохимических процессов происходящих между отдельными элементами. Однако, практически все, что касается разума как интегральной функции всей системы - до сих пор остается загадкой. Пока не понятно, как мозгу удается получить столь впечатляющее сочетание надежности и быстродействия. Попытки объяснить это, все еще не вылились в достойную серьезного рассмотрения теорию, и это несмотря на колоссальные объемы поставленных экспериментов и достигнутый на теперешний момент наукой технологический уровень. Еще одна проблема в исследованиях мозга - человеческая память. Ее механизм, как один из важнейших компонентов высшей нервной и психической деятельности, до сих пор однозначно не установлен. Не найдено места ее локализации в мозге, более того наблюдаются эффекты голлографичности ее расположения. Обнаружилось также, что нейроны и объединяющие их синапсические связи, с электрохимической точки зрения являются весьма медленнодействующими элементами, со временем реакции в нескольких миллисекунд и сетевой скоростью прохождения сигнала около 75 метров в секунду. Все эти обстоятельства ставят под сомнение большинство из культивирующихся на данном этапе сугубо материальных теорий работы мозга. Возможно в пору задать вопрос: “Там ли ищем”?
· Не будем подробно останавливаться на множестве аномальных и паро-нормальных явлений, видениях пост клинической смерти, шамаизского опыта, психокинеза и т.д. Главным образом по причине того, что информация об этих явлениях, будучи широко распространена и не раз обговариваема, слишком сильно позиционировала отношение различных людей к ней. В сложившейся ситуации трудно рассчитывать на интеллектуально честный, непредвзятый, анализ. Безусловно, у человека избыточно богатое воображение и подавляющее большинство таких «фактов» скорее всего не имеют ничего общего с действительностью. Но с другой стороны, не разумно бы было брать на себя ответственность и утверждать, не имея абсолютных на то доказательств, что ни одна, из тысяч подобных историй, не имеет под собой какой либо реальной основы.
Реферат опубликован: 28/06/2007