Страница: 3/7
Православные апологеты утверждают также, что, мол, икона помогает человеку молиться, или лучше сосредоточиться для молитвы. Один из "Отцов" Церкви Василий Великий писал: "Честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз". Но, согласитесь, при таком понимании, не чересчур ли много доверия к художнику, этот образ нарисовавшему? Если реальный Христос выглядел совсем не так, как Его портрет на иконе, то честь, воздаваемая такому "образу", отнюдь не переходит на "первообраз".
И может ли на самом деле икона, изображение воображенного художником Бога помочь человеку молиться, может ли помочь молитве "достичь" Бога? Давайте подумаем. Молитва - это мысленно-словесное обращение к Богу. Бог - это Личность. Когда мы мысленно обращаемся к какому-нибудь человеку, - нам, что, обязательно надо представлять его лицо? Например, когда мы пишем письмо, нам, что, легче его писать, если мы обязательно будем представлять лицо адресата? Это же глупость.
Однако, совершенно ясно, что текст письма будет лучше написан и, соответственно, воспринят адресатом, если мы будем знать х а р а к т е р того, кому мы пишем или обращаемся, если мы будем знать его личностные характеристики, знать, что он любит, а что не любит, что желает и хочет от нас, а что нет, и т.д. и т.п. Но от изображения на иконе мы не получим этой информации о той Личности, к которой мы обращаемся. Мы можем получить такую информацию, только читая Библию!
Поэтому, ошибочность иконопочитания состоит еще и в том, что у человека, практикующего иконы в его религиозной жизни, легко может сформироваться ложное представление о Боге. У него формируется иконное представление Бога, каковое, во-первых, является ложным, а во-вторых, у него в подсознании вырабатывается мысль, что Бог для него как бы уже "познан" - вот он, Бог, на иконе! Естественное религиозное желание, присущее каждому человеку, - "познать Бога" - находит свое с у р р о г а т н о е удовлетворение, и человек перестает ощущать потребность познания истинного библейского Бога. Вот так икона и становится препятствием для входа человека в Царствие Божие! И к тому духовенству, которое проповедует иконопочитание, очевидно, вполне относятся слова Христа, сказанные Им фарисеям: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете". (Матф. 23, 13).
Хорошо, ну даже допустим, что легенда о полотенце, подаренном Авгарю - не выдумка, и икона - это изображение действительного Христа. Ну, и что дальше? Что это дает и может дать для веры? Разве не сказано в Писании: "Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! - войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего" (Матф. 7, 21) или "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?" (Лк. 6, 46). Когда мы просто взираем на изображение Христа, то мы можем, конечно, сказать: "Господи, Господи", - но мы не получим абсолютно никакой информации о том, что надо делать, чтобы исполнять слова Бога.
Если бы даже мы имели абсолютно достоверную фотографию Христа, то что толку-то? Ну, будем мы смотреть на эту фотографию, ну и что дальше? Может ли это что-нибудь дать нам для духовного роста? Фотография любого человека не несет абсолютно никакой информации о характере, о с л о в а х и д е л а х этого человека. Она лишь несет информацию о внешности этого человека. Но весь смысл Евангелий состоит в том, чтобы дать человеку информацию о словах и делах Христа, а не (как справедливо заметил Генри Моррис, - см. цитату выше) о Его внешности!
Реферат опубликован: 10/11/2008