Страница: 4/4
Три крылатых ангела сидят вокруг стола, на котором стоит чаша с головой жертвенного тельца. Смертная чаша есть композиционный и смысловой центр иконы Рублева; в зависимости оттого, что подразумевать под жертвой изображение получает разный смысл.
Первое значение жертвы - телец, которым Авраам угостил божественных странников. В этом случае икона изображает пир у Авраама, и действие ее происходит на земле. Однако для земного пира изображение слишком скорбно и угощение скудно. Икона, без сомнения, имеет более глубокий смысл. Смертная чаша с головой тельца издавна воспринималась как символ искупительной миссии Христа, принесшего себя в жертву ради спасения людей. В таком истолковании трапеза трех ангелов приобретает символическое значение. Она означает ниспослание богом-отцом сына на свершение им подвига во имя людей, готовность сына принести себя в жертву и благословение этой жертвы духом-утешителем. В этом случае "Троица" представляет действие не земное, а небесное. праздничный стол - прообраз жертвенного алтаря. Жесты ангелов исполнены особого символического смысла. Дуб, палаты и гора превращаются в эмблемы, обозначающие вечность бога-отца, вдохновение бога-сына, возвышенную самоотверженность духа-утешителя.
Гениальность Рублева - художника проявилась в том, что сложное глубокое философское содержание "Троицы" органически раскрыто средствами живописи - языком пластики, ритма, цвета.
На Руси 14 - 15 веках учение о троичном божестве, представляющем "едину силу, едину власть, едино господство", стало религиозным символом политического единения страны. Не случайно девизом Москвы на рубеже веков было: "Троицей живем, движемся и есмы". Этой же идеей проникнута и "Троица" Рублева, ставшая как бы нравственным символом новой Руси.
Реферат опубликован: 27/07/2006