Страница: 4/9
В дальнейшем религия становится более демократичной. Возникает своеобразное учение об аватарах: каждое небесное божество может иметь свою земную аватару. Некоторые из аватар становятся популярными народными божествами. Теперь боги-спасители - земные боги. Наиболее популярным делается Кришна - спаситель, одна из аватар Вишну. В Южной Индии таким же богом-спасителем выступает Рама - легендарный предводитель арийцев при завоевании ими Цейлона, герой древнеиндийского эпоса Рамаяна.
На почве почитания божеств-спасителей складываются многочисленные секты. Во главе их стоят святые мужи-учителя, так называемые гуру. Культ гуру выдвигается на первый план. Гуру не только посредник между человеком и богами, он сам почти воплощение божества. Каждое слово гуру - священный закон для всех его последователей. Большинство сект можно соединить в две основные группы, в зависимости от того, какое главное божество они признают. Главных божеств два: Вишну и Шива, сообразно чему секты делятся вишнуистские и шиваистские. Между этими сектами нет борьбы. Брахму признают верховным богом, но его культа нет. Сохраняется в сектах учение о перерождении.
Итак, общие догматы индуизма: признание священного авторитета Вед, учение о карме и переселении душ, вера в богоустановленность каст.
Необходимый вклад в историю развития религии внесли верования египтян. Египетская цивилизация оставила после себя монументальные памятники, такие как египетские пирамиды - одно из чудес света. Они связаны с представлениями египтян о жизни души после смерти, о загробном мире. Они считали, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся в небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка - своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробным чудовищем, если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, ка может надолго пережить его. Египтяне достигли больших успехов в мумификации мертвого тела, связанной с их представлениями. Также у египтян сложилось представление о покровителях умерших. Каждой местности соответствует свой бог-покровитель.В дальнейшем выдвинулись два божества (период Древнего царства): солнечный бог Ра и умирающий и воскрешающий бог растительности Осирис. Будучи по мифу первым умершим, Осирис изображается
как владыка умерших, а его ежегодное воскрешение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели.
В эпоху Среднего царства возникла идея суда над душами. На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души. Судьей душ считается Осирис. Но в добавлении к этому существовало представление о возможности обеспечить благополучие души на том свете чисто магическими средствами. И магические представления преобладали над религиозно-нравственными.
Помимо покровителя умерших Осирис выполнял роль бога-покровителя земледельческих работ, растительности. Характер образа Осириса как бы олицетворял хлебное зерно. В дальнейшем с культом Осириса была тесно связана Исида - богиня плодородия. Затем сформировался образ солнечного бога Ра, который стал главной частью государственной религии Египта.
Египетская религия выросла из почитания местных номовых божеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, объединенных в конце 4 тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Культ номовых богов сочетался с поклонением общеегипетским божествам. Остались в религии Египта и следы тотемизма, но культ животных в Египте был локальным. В почитании местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных, так кошка превратилась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьей головой, сокол - в бога Гора. Существуют изображения бога Тота с головой ибиса, Анубиса - с головой собаки, богини Сохмет с головой львицы.
Для египетской религии была характерна одна особенность: с изменением места царствования династии, с изменением столицы государства менялся и состав пантеона богов. Основной номовый бог-покровитель настоящей столицы занимал главенствующую роль в пантеоне общеегипетских богов. Так первые объединители Египта, вышедшие из Иераконнополя и Эдфу превратили своего племенного бога сокола Гора в общеегипетского бога солнца (1-2 династии), затем с перенесением столицы царства в Мемфис (3-ая династия) глав-
ным официальным богом Египта становится мемфиский бог Птах и т.д. Другие местные божества со временем вошли в пантеон египетских богов. Например гермопольский бог Тот стал покровителем писцов и ученых, снутский Анубис - богом загробного царства, лотапольская Сохмет - богиней войны, коптосский Мин - покровителем иностранцев и т.д.
Реферат опубликован: 14/05/2008